Расчет окупаемости осложняется тем, что унифицированные коммуникации создают преимущества двух типов. С точки зрения ИТ-специалистов они позволяют передавать голос, видео и данные по единой сети, благодаря чему снижаются расходы на приобретение оборудования, обучение персонала и связь. Такую экономию подсчитать легко. С точки зрения бизнес-руководства унифицированные коммуникации призваны уменьшать время обмена сообщениями, в результате чего повышается производительность труда. Эти преимущества являются «косвенными», и оценить обеспечиваемую ими экономию проблематично.

Каковы сроки окупаемости унифицированных коммуникаций? Как заявил Зевс Керравала, старший вице-президент по корпоративным исследованиям аналитической компании Yankee Group, заказчики утверждают, что при слиянии сетей передачи голоса и данных экономия только за счет сокращения административного персонала составляет около 20%. Отказ от услуг операторов междугородной и международной связи обеспечивает еще 20–25% экономии бюджета.

По словам Керравалы, если клиент пользуется услугами видеоконференц-связи внешнего поставщика, внедрение технологии Cisco TelePresence позволяет сократить командировочные расходы и повысить производительность труда. В этом случае, утверждает он, решение TelePresence может окупиться всего за шесть месяцев.

В некоторых ситуациях (например, если речь идет об укрупнении бизнес-структур путем слияний и поглощений) экономия бывает заметно большей, говорит Марк Крупински, старший вице-президент по ИТ банка WesBanco, имеющего 114 отделений в штатах Западная Вирджиния, Огайо и Пенсильвания. В приобретенных WesBanco организациях действовало множество разнородных УАТС и телефонных систем. «Переход на унифицированные коммуникации избавил нас от необходимости управлять разнородными платформами и ликвидировал избыточность функций, — отметил Крупински. — Внедрение UC дало потрясающие результаты: затраты на местную связь сократились на 63%, на междугородную и международную связь — на 69%, на оборудование и техподдержку — на 45%, на аренду выделенных линий — на 21%».

С аналогичной ситуацией столкнулась медицинская система FHCP. «До внедрения унифицированных коммуникаций мы содержали по одной УАТС на каждые 13 площадок. У каждой телефонной системы были своя система биллинга, свой план счетов и своя база данных, — рассказывает сетевой менеджер FHCP Джереми Филдер. — Три администратора тратили на управление телефонными сетями минимум 60 ч в неделю. Сейчас это время сократилось до 10 ч, и сотрудники смогли переключиться на решение более важных задач». Отмена контрактов на техническое обслуживание приносит дополнительную экономию 60 тыс. долл. в год.

Крупински из WesBanco утверждает также, что UC существенно повысили производительность труда сотрудников банка. Клиенты часто звонили в него, чтобы узнать время работы того или иного отделения. Программное обеспечение Cisco Unified Communications Manager позволило внедрить автоинформатор для ответов на такие вопросы. Для того чтобы получить информацию, клиент должен лишь нажать на телефоне клавишу «1». Отчеты показывают, что ее ежедневно нажимают тысячи людей, а значит, работники банка больше не отвлекаются на тривиальные задачи.

Схожие проблемы наблюдались и в сети медицинских клиник FHCP. «Со старыми УАТС мы никак не могли наладить работу полноценной системы автоматического распределения вызовов, а сейчас предлагаем клиентам меню для самообслуживания и маршрутизируем вызовы в режиме реального времени», — добавляет Филдер. Если в каком-либо офисе возникает перегрузка, часть его запросов перехватывает центральный контакт-центр. В июле 2006 года (до установки системы) среднее время ожидания ответа составляло 60 с, а число потерянных вызовов — 6%. Сегодня эти показатели равны, соответственно, 10 с и 1%.

WesBanco и FHCP получили серьезные преимущества от использования унифицированных коммуникаций, заменив множество разнородных УАТС на единую технологическую платформу. А что произойдет при строительстве системы UC «с нуля»? Три некоммерческие организации из Миннеаполиса — молодежный центр Colin Powell, школа Cristo Rey и городской социальный центр Urban Ventures — совместно построили объединенную коммуникационную сеть. По словам Дэйла Кляйна, главного исполнительного директора Parallel Technologies (партнера Cisco, реализовавшего проект), «заказчики сэкономили не только на закупках оборудования, но и на снижении требований к технической поддержке сети». Общая сеть оказалась куда более надежной, чем отдельные сети независимых организаций.