Виктор Нетес: «В большинстве случаев причина неудач кроется в отсутствии команды квалифицированных управленцев и недостаточном понимании сути решаемых задач».

Начальник отдела НТЦ «Комсет» Виктор Нетес в своем докладе подробно перечислил типичные просчеты операторских компаний при выстраивании систем управления сетями связи. По его мнению, ключевым моментом при решении подобных задач является реализация идеологической триады «Люди – процессы – технологии».

«Сами по себе технологии позволяют решать задачи построения эффективной системы управления; для этого также необходимо выделить и подготовить соответствующий персонал, дать ему необходимые знания и полномочия», - справедливо отмечает Виктор Нетес. По его данным, в нашей стране средние по отрасли связи затраты на тренинг и переобучение технического специалиста составляют всего 2,5 долл. в год. В Европе этот показатель достигает 86 долл., а в США – 231 долл.

Человеческий фактор получает особое значение при переходе от традиционных сетевых архитектур к сетям нового поколения (NGN), поскольку в данном случае интегрируются знания из разных технологических «миров» - компьютерного и телекоммуникационного. Как известно, на рынке ощущается серьезный дефицит специалистов соответствующей квалификации.

Инвестиции в персонал, ответственный за эксплуатацию систем управления, непременно окупятся. Вот только повышение квалификации сотрудников следует проводить в специализированных учебных центрах, не ограничиваясь краткими курсами производителей технологического оборудования. Это связано с тем, что поставщики систем управления стараются фокусировать внимание слушателей исключительно на собственных разработках, оставляя за рамками учебных программ важнейшие теоретические знания и требования отраслевых нормативов.

Описание и методичное совершенствование бизнес-процессов проводят многие компании из различных отраслей. Однако основное внимание они зачастую уделяют процессам управления предприятием, в наименьшей степени отражающим отраслевую специфику. Для операционных (в том числе эксплуатационных) процессов такая работа проводится не всегда и не в полном объеме. Между тем именно эти процессы обеспечивают основные функции оператора связи, генерирующие его прибыль.

«Системы управления - не самоцель, их смысл в поддержке и автоматизации бизнес-процессов. Поэтому вначале следует определить процессы, которые более других нуждаются в автоматизации, разработать новые или обновить существующие процессы», - подчеркивает Нетес. По его словам, основой для описания процессов должна стать eTOM (enhanced Telecom Operations Map) – общая схема бизнес-процессов для предоставления информационных и коммуникационных услуг, разработанная TeleManagement Forum (TMF) и принятая сектором стандартизации Международного союза электросвязи МСЭ-Т (группа рекомендаций М.3050). Для описания процессов в сетях NGN на международном уровне приняты рекомендации М.3060.

Известно, что ряд операторских компаний, прибегнувших к модели eTOM, вскоре испытали разочарование. Но причина — скорее не в схемах, а в том, каким образом они использовались. В большинстве случаев причина неудач кроется в отсутствии команды квалифицированных управленцев и недостаточном понимании сути решаемых задач, полагает Нетес. Он делает вывод: «Подготовка персонала плюс реорганизация бизнес-процессов должны предшествовать внедрению системы управления на предприятии связи и сопровождать его».

На отечественном телекоммуникационном рынке основным нормативно-правовым актом (НПА) в рассматриваемой области являются «Правила применения оборудования автоматизированных систем управления и мониторинга сетей электросвязи». Пока утверждены только две части этих правил (для систем коммутации каналов и транспортных систем), а также «Правила применения оборудования управления и мониторинга радиорелейных систем связи». В целом эти Правила следуют принципам TMN (Telecommunication Management Network), утвержденным Международным союзом электросвязи.

«К сожалению, основные положения, прописанные в наших НПА, соответствуют принципам, которые использовались в TMN лет 8-10 назад», - говорит Нетес. Они привязаны к определенным видам оборудования, относятся только к автоматизированным системам управления и мониторинга цифровых транспортных систем, то есть действуют на нижнем уровне сетевой иерархии, тогда как сегодня чрезвычайно актуально управление сервисами.