Виталий Слизень: «Мы научились строить VSAT по 400 штук за неделю, но обеспечить восстановление работы станции в течение двух суток пока не можем»

Под управлением группы компаний «Синтерра» находятся 12 579 спутниковых станций, которые более-менее равномерно распределены по всем федеральным округам РФ. Кроме того, оператор располагает четырьмя наземными хабами для управления сетью VSAT, расположенными в Москве, Павловском Посаде, Новосибирске и Хабаровске. Арендуемый на спутниках суммарный частотный ресурс превышает 840 МГц. Уже по этим критериям «Синтерра» является крупнейшим игроком отечественного рынка VSAT.

Лидер не собирается останавливаться на достигнутом и 23 июня сообщил о ряде новых стратегических инициатив. «Мы научились строить VSAT по 400 штук за неделю, - отметил генеральный директор «Синтерры» Виталий Слизень, имея в виду участие компании в реализации нацпроекта «Образование», - но обеспечить восстановление работы станций в течение двух суток пока не можем». По признанию Слизеня, прежде при серьезной поломке оборудования на ремонт пользовательских станций уходило в среднем около месяца. По этой причине технологиям спутниковых коммуникаций была закрыта дорога на рынок критически важных деловых приложений. Как правило, VSAT использовались либо как «технологии последнего выбора», либо для резервирования основных каналов связи.

В «Синтерре» решили, что отношение заказчиков к спутниковым станциям радикально изменится, если гарантированное время восстановления их работоспособности не будет превышать двух суток. При этом среднестатистический коэффициент готовности спутниковых каналов доступа на базе VSAT составляет 0,987, то есть далек от пресловутых «пяти девяток», стандарта надежности в телекоммуникациях. По данным самой «Синтерры», за полтора года эксплуатации 5,7 тыс. станций, которыми были оснащены школы в рамках ФЦП «Образование», 114 объектов по той или иной причине уже пришлось ремонтировать. Для кардинального повышения надежности спутниковой связи известен лишь один реальный способ — оснащать точку подключения сразу двумя спутниковыми терминалами, работающими под управлением разных операторов связи.

Чтобы гарантировать клиентам устранение любых неполадок на VSAT в течение 1-2 суток, «Синтерре» было необходимо изменить всю практику взаимодействия с региональными партнерами. Руководство компании решило выбрать 24 контрагента и поделить между ними всю сферу ответственности за обслуживание спутниковых станций на территории России. Еще одной задачей было обеспечение для всех участников программы складского запаса оборудования, составляющего не менее 10% числа введенных в строй теминалов на курируемой территории. К кандидатам предъявлялись очень жесткие требования: гарантировать ремонт любой станции в радиусе 500 км от головного офиса, иметь не менее 20 профессиональных монтажных бригад и располагать собственным складом для оборудования и запчастей площадью от 100 кв. м.

Недавно были подписаны двусторонние договоры с региональными партнерами «Синтерры», выбранными на конкурсной основе. По словам Слизеня, зоны ответственности контрагентов перекрываются, поэтому «Синтерра» всегда может оперативно заменить проштрафившегося подрядчика. Теперь время подключения нового абонента VSAT сократилось до 14 суток, а на заданный уровень реагирования на сбои «Синтерра» с партнерами должны выйти к 1 сентября. К слову, стоимость гарантированного обслуживания клиентов по новой программе поддержки составит 624 руб. в месяц за каждую спутниковую станцию.

Нынешние контрагенты «Синтерры» сформируют основу ее региональной дилерской сети продаж. Дилеры смогут предлагать от лица «Синтерры» готовые коробочные решения для подключения банкоматов, систем видеонаблюдения и т.д., получать определенные преференции в другой программе столичной компании — строительства мини-сетей WiMax. Во многом благодаря принятию в России упрощенной процедуры регистрации VSAT и постепенному снижению стоимости оборудования представители компании предрекают дальнейшее увеличение спроса на спутниковые решения. По прогнозам Николая Рогдева, генерального директора фирмы «Глобал Телепорт» (входящей в структуру ГК «Синтерра»), в 2008 году объем рынка VSAT-услуг должен удвоиться.

Сам холдинг заработал на спутниковых технологиях в 2007 году свыше 45 млн долл., причем больше половины этой суммы пришлось на инсталляционные платежи. В текущем году ожидается изменение структуры выручки в пользу платежей за абонентское обслуживание. По тарифам «Синтерры», в зависимости от числа подключенных заказчиком пользовательских станций, аренда спутникового канала с гарантированной полосой пропускания 128 Кбит/c обойдется в 7—9 тыс. руб. ежемесячно.

Локомотивами роста рынка VSAT являются, как и прежде, федеральные проекты, финансируемые из бюджета. После завершения самого емкого из них, национального проекта «Образование», основными покупателями спутниковых станций остаются ФГУП «Почта России», федеральная миграционная и паспортно-визовая службы, ФСК ЕЭС и Минсельхоз. Паспортно-визовая служба собирается оснастить VSAT-терминалами все пункты пограничных переходов так, чтобы спутниковые и наземные каналы не пересекались ни в одной точке (для достижения максимальной надежности связи). Кроме того, по информации «Синтерры», 12—30% корпоративных VPN-каналов организованы тоже посредством спутниковых «тарелок». Частным потребителям в нашей стране пока продано меньше 1% действующих VSAT.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями