Денис Калинин: «Владелец ЦОДа должен обладать всеми необходимыми лицензиями на услуги связи»Как единодушно отмечали участники дискуссии, при построении центра обработки данных (ЦОДа) основной задачей является обеспечение электроэнергией и создание инженерной инфраструктуры. Подключение к сетям связи (хотя на это и требуется лишь небольшая доля общих затрат) не менее важно, поскольку без телекоммуникационных каналов ЦОД не может выполнять свои функции.

Основная причина вынесения вычислительных мощностей и данных компаний на специализированные площадки — невозможность обеспечить в бизнес-центрах и других офисных помещениях адекватный уровень надежности и катастрофоустойчивости корпоративной ИТ-инфраструктуры. Серверные комнаты, столь популярные в конце прошлого века, постепенно уходят в прошлое, и вычислительные мощности перекочевывают из офисов в должным образом защищенные и спроектированные ЦОДы.

Естественно, при этом в первую очередь встает вопрос подключения ЦОДа (или нескольких ЦОДов — в зависимости от размеров компании) к офисам и другим объектам предприятия. Главное требование — высокая надежность каналов, которые должны быть продублированы и иметь достаточную пропускную способность. Кроме того, следует обеспечить связность всей сети за счет организации альтернативных каналов и точек их пересечения, в которых возможна коммутация трафика. Оборудование передачи данных также должно быть зарезервировано с необходимой избыточностью, чтобы любые регламентные работы, замена и модернизация устройств не влияли на доступность ЦОДа. На случай чрезвычайных обстоятельств нужно разработать Disaster Recovery Plan (DRP), в котором описывается последовательность действий по восстановлению работоспособности ИТ-инфраструктуры.

Эмиграция за МКАД

Построение новых ЦОДов в Москве, по мнению генерального директора IBS DataFort Дениса Калинина, стало экономически нецелесообразным. В столице создают ЦОДы преимущественно те компании, которые уже располагают достаточными по размерам помещениями и солидными энергетическими мощностями. Сейчас ЦОДы активно строятся за переделами Москвы (например, в Дубне, как у IBS Datafort, или в Пущино, как у Stack Group). «Синтерра» пошла еще дальше: она реализует масштабную программу «40х40», которая подразумевает построение 40 ЦОДов в крупных российских городах, расположенных во всех семи федеральных округах (каналы подключения — 40 Гбит/с).

Обеспечение связью ЦОДов в Подмосковье и соседних областях — немного лучшее, чем в Москве. А подвод необходимой электроэнергии в Московской области и других регионах России обходится в несколько раз дешевле, чем в столице. В принципе, возможно вынесение ЦОДов и за пределы страны — например, в Канаде энергетические ресурсы стоят гораздо дешевле. Однако массовую «эмиграцию» ЦОДов сдерживают телекоммуникационные ограничения. Кроме того, для отечественных государственных и финансовых структур действуют законодательные ограничения: их ИТ-инфраструктура должна быть обязательно расположена на территории России. А вот для крупных транснациональных корпораций вполне возможно располагать часть вычислительных мощностей в Европе, часть — в Северной Америке, а часть — в Азиатском регионе.

ЦОДы традиционно делятся на два типа — корпоративные и коммерческие. Сдавать в аренду ресурсы ЦОДа (или продавать услуги) может специализированный сервис-провайдер, который, в свою очередь, арендует ЦОД у его владельца. Среди клиентов коммерческих ЦОДов тоже условно выделяют две группы. Первая — корпоративные клиенты, работающие преимущественно с офисными приложениями, а вторая — Internet-компании, которые генерируют большие объемы трафика. Корпоративные клиенты менее требовательны к скоростям передачи данных и довольствуются каналами с быстродействием десятки и сотни мегабит в секунду, в то время как для Internet-бизнеса порой нужны десятки гигабит в секунду. Несколько ЦОДов, соединенных кольцом 1 или 10 Гбит/с, — нормальная структура для корпоративного рынка. Современные оптические технологии позволяют передавать по одному волокну терабайты информации в секунду, и к концу года такие возможности, по словам Дениса Калинина, должны появиться в перечне услуг российских ЦОДов.

В Москве очень востребованы каналы «темной» оптики для организации связи с корпоративными ЦОДами.

Без «бутылочных горлышек»

По мнению Людмилы Стариковой, чем больше локальных операторов присутствуют в ЦОДе, тем лучшеХозяевами первых дата-центров были операторы связи, которые не особенно хотели пускать в них независимых сервис-провайдеров. Сейчас ситуация меняется, особенно для коммерческих ЦОДов. По словам руководителя группы стратегического маркетинга «Синтерры» Людмилы Стариковой, чем больше локальных операторов присутствуют в ЦОДе, тем лучше. Того же принципа придерживаются и другие компании, представители которых принимали участие в «круглом столе». Важно лишь, чтобы операторы не входили в ЦОД по своим каналам через единственное «бутылочное горлышко», которое можно разрушить неосторожными действиями строителей или инженерного персонала. Бывает и так, что линии связи разных операторов «приходят» в ЦОД по разным маршрутам, но затем где-то соединяются (при прохождении мостов, железнодорожных магистралей и других препятствий). Все это надо заранее предусмотреть и принять меры для повышения надежности каналов связи с ЦОДом.

Александр Суржик, руководитель отдела планирования и развития сети компании «Мастертел», добавил, что зачастую отсутствует возможность нормального ввода в ЦОД оптического кабеля и построения канализации. Поэтому примерно в четверти всех случаев приходится прокладывать кабель по заборам, фасадам и другим не слишком пригодным для таких целей поверхностям.

Как подчеркнул Денис Калинин, если клиент ЦОДа не заключает соглашения с операторами непосредственно, то владелец ЦОДа должен обладать всеми необходимыми лицензиями на предоставление услуг связи, поскольку по российским законам при оказании лицензируемых сервисов посредничество запрещено. В результате договор между оператором и хозяином ЦОДа о том, что последний обеспечит услуги связи конечному клиенту, не будет иметь юридической силы.

Площадка или услуга?

Еще один вопрос, который активно обсуждался на «круглом столе»: что же все-таки представляет собой ЦОД? Это площадка для установки оборудования клиента, на которую он приглашает операторов, обеспечивая подключение и контроль над работой устройств? Или центр предоставления услуг, в котором всю ответственность за надлежащее функционирование оборудования клиента и каналов связи берет на себя владелец ЦОДа? На практике встречаются оба подхода, но с точки зрения «правильности» бизнеса предпочтительнее второй. В этом случае хозяин ЦОДа берет на себя все риски, что и прописывается в соглашении об уровне обслуживания (SLA). Если из-за простоя ЦОДа клиент несет убытки, оператор в какой-то степени их компенсирует.

Конечно, такие сервисы должны стоить дороже, чем просто предоставление услуг связи за абонентскую плату в рамках законодательства. Однако для клиентов, которые хотят концентрироваться на собственном бизнесе, а не на контроле над деятельностью оператора, этот подход все же более привлекателен. В типовых SLA также обычно прописываются уровень доступности (допустимое количество минут простоя в месяц или год) и минимальная ширина полосы пропускания. По мнению Людмилы Стариковой, желательно, чтобы услуги ЦОДа предоставлялись «под ключ», и тогда именно владелец дата-центра будет отвечать перед клиентом за взаимоотношения с оператором.