Александр Граблевский: «Мошенничество в сфере мобильной связи имеет в нашей стране латентный характер»Мальчик, выструганный из говорящего полена, не знал азбуку и был чрезмерно доверчив. Оттого-то его легко провели за нос хромая лиса и притворяющийся слепым кот. Порой так же доверчивы и безрассудны бывают российские абоненты сотовой связи, а потому и страдают они без меры.

Какое небо голубое

По данным «ВымпелКома», 9,5 млн пользователей (7% совокупной абонентской базы России) хотя бы однажды становились жертвами мошенников, воспользовавшихся их излишним доверием. Еще почти у 5,4 млн абонентов (4%) похищали мобильные телефоны. Итого — 11% пользователей лично сталкивались с мошенничеством. «Число жертв мошенничества в сфере сотовой связи может оказаться даже большим, так как 15% респондентов отметили, что их родственники, друзья и знакомые тоже пострадали от действий злоумышленников», – сообщил Николай Прянишников, исполнительный вице-президент и генеральный директор российского сегмента сети «Билайн».

Александр Граблевский, начальник Управления «К», бюро специальных технических мероприятий МВД РФ, разделяет эту точку зрения: «Мошенничество, базирующееся на услугах сотовой связи, имеет в нашей стране латентный характер». По его словам, в прошлом году силами МВД выявлена и пресечена деятельность пяти организованных преступных групп, промышлявших обманом сотовых абонентов.

Подразделения, подчиненные Граблевскому, фокусируются на раскрытии тяжких преступлений, при которых сумма ущерба превышает 100 тыс. руб. Между тем в подавляющем большинстве случаев мошенничества абоненты получают незначительный ущерб. Из-за этого пострадавшие редко обращаются в милицию, а сыщики неохотно заводят уголовные дела. В результате, несмотря на довольно высокий уровень осведомленности абонентов о способах мошенничества, число таких правонарушений неуклонно растет.

Исследование, проведенное по заказу «ВымпелКома» агентством Bojole, показало высокий уровень осведомленности абонентов о проблеме мошенничества в области сотовой связи (78%), причем подписчики крупнейших сотовых операторов знакомы с ней в равной степени. Чаще всего абоненты ассоциируют с мобильным мошенничеством обман, основанный на доверии к незнакомым лицам (54%), а свыше четверти опрошенных (28%) – еще и кражи мобильных телефонов.

Папа Карло, помоги

Наиболее известный способ мошенничества, основанного на доверии (о нем наслышаны 54% опрошенных), — это сообщение абоненту о том, что его родственник, якобы, попал в беду. Общий алгоритм надувательства таков. Мошенник представляется другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с тем приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). К тому же беда, как известно, не приходит одна, и у пострадавшего во время аварии сломался телефон (варианты — сели батарейки, отобрали бандиты и т.д.), поэтому приходится звонить с чужого аппарата. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 или даже 100 единиц и продиктовать по телефону ее секретный код. Находясь в стрессовом состоянии, люди легко соглашаются помочь. Если же номер не проходит, звонящий просто вешает трубку.

Войдя в раж, мошенники начинают раскручивать «родственников» на наличные. После пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен — от пострадавших в ДТП сторон удалось откупиться. Нужно лишь в условленном месте передать посредникам деньги (от 300 до 1500 долл.). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает добровольное пожертвование мошенникам. Как сообщил Граблевский, его подчиненным удалось предотвратить подобное преступление, когда бандиты вымогали у жертвы полмиллиона рублей.

Покуда живы жадины вокруг

Почти 44% абонентов сотовых сетей знают о мошенничестве под условным названием «ложный приз», но число жертв преступных «розыгрышей» не уменьшается. Суть аферы такова. На мобильный телефон абонента звонит лжеведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза. Чтобы получить его, необходимо в течение минуты дозвониться на радиостанцию. Дозвонившегося поздравляют, он передает приветы, заказывает песню и узнает еще одну приятную новость: он не просто получит приз — новый телефон. Его сразу подключат к сети, нужно лишь в течение 30 мин купить карту пополнения счета названного сотового оператора и сообщить ее данные «диджею». Заплатив деньги и придя через несколько дней за подарком, простодушный абонент узнает, что радиостанция подобного конкурса не проводила и долгожданного телефона он не получит. Да и купленная карточка ему уже не пригодится — «награждающие» давно перевели с нее деньги на свои лицевые счета.

Пока живут на свете дураки

Как выяснилось, 39% российских абонентов слышали об обмане с помощью SMS-просьб; остальные по-прежнему являются потенциальными жертвами этого вида мошенничества. В последнее время абоненты сотовых операторов стали получать короткое сообщение «у меня проблемы, позвони по такому-то номеру, а если он не отвечает, положи на него столько-то рублей». Некоторые абоненты, особенно люди пенсионного возраста, пополняют счета мошенников, думая, что им пишет кто-то из близких.

Другой случай (о нем информированы 34% респондентов) условно называется «платный код». Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки сотового оператора, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу (варианты: для перерегистрации во избежание отключения связи из-за технического сбоя, для улучшения качества связи). Для этого абоненту нужно набрать под диктовку лже-сотрудника код, который является комбинацией для перевода средств со счета абонента на счет мошенников.

Кроме того, мошенники часто пытаются предъявить абоненту «штрафные санкции» от имени оператора связи. Звонящий представляется сотрудником службы технической поддержки и сообщает, что при замене тарифного плана абонент не оповестил оператора (варианты: не внес своевременно оплату, пользовался услугами роуминга без предупреждения и так далее). Соответственно, «провинившемуся» предлагается выплатить определенный штраф, отправив номера карт оплаты на указанный номер.

Абонент может получить и ложное сообщение об акции, проводимой его оператором. По ее условиям клиент до конца недели (месяца, года, жизни) получит возможность осуществлять бесплатные звонки по стране. Для этого необходимо лишь отослать в службу информационной поддержки «оператора» (телефоны прилагаются в SMS) коды нескольких карт оплаты.

Мы не сторонники разбоя

Представители «Билайна» отмечают, что сегодня количество краж мобильных телефонов превышает показатели любого другого вида краж, в том числе квартирных. Поражает огромное количество способов отъема средств связи у законных владельцев. Нередко это происходит при помощи обмана и игры в доверие. Порой жертвы после инцидента сами поражаются своей наивности. Допустим, на остановке к вам обращаются с просьбой дать мобильный телефон – дескать, срочно нужно позвонить, а собственный аппарат отключен. Вы проявляете понимание, а злоумышленник во время разговора отдаляется от вас, затем прыгает в машину соучастника и уезжает.

Игра в доверие является разновидностью обмана. Преступник, сославшись на разряженную батарею телефона, просит вставить в ваш аппарат свою SIM-карту, чтобы сделать срочный звонок. Потом просит подождать, пока он сходит в машину за нужным номером, а свой «телефон» оставляет в залог. После долгих ожиданий вы понимаете, что у вас в руках — искусно сделанный муляж. Такие же муляжи зачастую продают желающим получить технически продвинутую модель за небольшие деньги.

Будьте бдительны

Как бороться с мошенничеством в мобильных сетях? Знание сильнее обмана, рассудили в «ВымпелКоме». Недавно эта компания выступила с социальной инициативой «Мобильная грамотность», нацеленной на противодействие мошенничеству в сотовых сетях. Она предполагает изучение проблемы, выработку рекомендаций и информирование абонентов о практикуемых способах надувательства.

Сложность борьбы с мошенничеством в области мобильной связи состоит в том, что злоумышленники придумывают все новые и новые способы обмана, подчас прибегая к довольно оригинальным сценариям. К примеру, в Екатеринбурге мошенники пытались заработать на «прямой линии» с президентом РФ. За день до «прямой линии» они сообщали жертве по сотовому телефону, что ее номер выбран компьютером и ее соединят с президентом. Вот только для улучшения качества связи необходимо немедленно пополнить счет телефона, с которого поступил звонок. На попытки абонента перезвонить по высветившемуся телефону незнакомый голос один раз представился «прачечной», второй – «залом игровых автоматов», а затем мошенник и вовсе отключил свой телефон.

В компетентных органах, которые молодой человек уведомил о странном звонке, его поблагодарили за бдительность и попытались изловить мошенника. Однако доказать, что обладатель телефонного номера, с которого поступило заманчивое предложение, и есть искомый злоумышленник, крайне сложно. Очень часто в мошеннических «акциях» используются телефоны, зарегистрированные по украденным или поддельным паспортам. Так что вечное противостояние «кто кого», мошенники или правоохранительные органы, пока — не в пользу последних.