Меньше года спустя с момента опубликования указа Президента РФ от 17 мая 2007 г. (№ 638) «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально-экономического развития РФ» Правительство страны выпустило Постановление № 323 от 30 апреля 2008 года «О поддержании, развитии и использовании системы ГЛОНАСС». В этом постановлении, опубликованном 5 мая, говорится, что ГЛОНАСС должна функционировать «в интересах гражданских, в том числе коммерческих, потребителей».

Документ расписывает полномочия федеральных органов исполнительной власти. Федеральное космическое агентство (Роскосмос) совместно с Минобороны отвечает за программу запусков космических аппаратов и информирование потребителей о состоянии орбитальной группировки. Роскосмос будет лицензировать разработку и производство компонентов системы ГЛОНАСС.

Государственной политикой в области развития и использования ГЛОНАСС сообща займутся Роскосмос, Минобороны, Минтранс, Федеральная аэронавигационная служба, Министерство промышленности и энергетики. Налаживать производство и сервисное обслуживание аппаратуры спутниковой навигации поручено Федеральному агентству по промышленности. Условия и порядок предоставления сигналов ГЛОНАСС потребителям определяет Минобороны, которое также управляет орбитальной группировкой и обменивается соответствующими данными с Федеральным космическим агентством.

Нормативные правовые акты, касающиеся цифровых навигационных карт, будет принимать Министерство транспорта. Создавать систему геодезического обеспечения территории России с использованием навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS станет Федеральное агентство геодезии и картографии, которое совместно с Минобороны будет выпускать цифровые навигационные карты разных масштабов.

В документе определена новая задача развития ГЛОНАСС – успешное продвижение продуктов и услуг на рынок, в том числе международный. Создатели системы отмечают необходимость формирования правил и стандартов предпринимательской деятельности, направленных против недобросовестной конкуренции, ущерба потребителям услуг и репутации производителей. Уже зарегистрирована система добровольной сертификации «Базис», призванная контролировать качество продукции и услуг в области средств спутниковой навигации. Остается надеяться, что распределенные полномочия останутся в силе, несмотря на последние изменения структуры Правительства и назначение нового состава кабинета министров.

Рынок спутниковой навигации развивается стремительно: Роскосмос заключил соглашения о взаимодействии с 46 субъектами РФ, реализуются региональные пилотные проекты, а еще с 10 субъектами Федерации проводятся переговоры. В ближайшем будущем намечено создать единую систему высокоточного позиционирования и мониторинга транспортных средств по всей стране.

В качестве примера частно-государственного партнерства можно упомянуть акционерное общество «Навигационно–информационные системы», деятельность которого заключается в предоставлении информационно-навигационных услуг, организации массового производства, продаж и обслуживания навигационной аппаратуры, операторской и провайдерской деятельности. Это — совместный проект АФК «Система» и ФГУП «Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения» (ФГУП РНИИ КП). Уставной капитал распределен так: «Ситрониксу» («дочке» АФК «Система») принадлежат 25,5%, концерну «РТИ Системы» (другой «дочке») - еще 25,5%, а оставшиеся 49% - ФГУП РНИИ КП.

Одновременно создаются корпоративные системы мониторинга транспортных средств (в частности, для заполярного филиала ГМК «Норильский никель» и ФГУП «Почта России»). Планируется внедрение комбинированной ГЛОНАСС/GPS-аппаратуры в серийно выпускаемые отечественные автомобили (ВАЗ, ГАЗ и КАМАЗ).

Марк Шмулевич, руководитель проектов РНИИ КП, сообщил, что создатели системы надеются выйти и на рынок мобильных устройств с поддержкой функций глобального позиционирования. По его словам, в этом сегменте оборудования основными тенденциями являются замещение персональных навигаторов (PND) и КПК аппаратами, сочетающими в себе их функции c коммуникационными возможностями, а также появление новых типов устройств (цифровых камер, ноутбуков, персональных медиаплейеров) со встроенными модулями определения местоположения.

По данным ABI Research, к 2013 году продажи чипсетов GPS превысят 1 млрд штук. Такие объемы позволят производителям навигационных модулей продолжать наращивать доходы - несмотря на снижение стоимости микрочипов. Уже к концу текущего года средняя стоимость GPS-чипсетов не будет превышать 3,5-4 долл.