В конце марта по инициативе компаний «Крок» и APC и при поддержке Агентства корпоративных коммуникаций OSP-Con редакция нашего журнала провела для корпоративных заказчиков «круглый стол» на тему «Инженерные системы современного центра обработки данных: противостояние надвигающемуся кризису». Придумывая это название, мы решили намеренно сгустить краски: хотелось «спровоцировать» участников на разговор о многочисленных проблемах развертывания и эксплуатации ЦОДов, а не просто о развитии этого компонента ИТ-инфраструктуры.

Судя по популярности мероприятия у представителей отечественных компаний (их число превысило самые смелые ожидания), уловка удалась. Подискутировать о современных центрах обработки данных пришли представители самых разных отраслей экономики, что неудивительно. В России наблюдается едва ли не бум ЦОДостроительства, так что о проблемах отечественные ИТ-шники и специалисты по инженерной инфраструктуре знают не понаслышке. Но еще примечательнее наблюдаемая в этой области динамика.

Чуть больше года назад те же организаторы провели «круглый стол» под названием «Ограниченность энергоресурсов диктует новую стратегию развития вычислительных систем». Несмотря на некоторую завуалированность проблематики, речь на нем тоже шла практически только о ЦОДах. Но интерес аудитории оказался довольно вялым. Большинство участников считали, что для них проблема ограниченности энергоресурсов неактуальна.

Прошел всего год, и ситуация радикально изменилась. Неужели обновившиеся исторические максимумы мировых цен на нефть, рост тарифов на электроэнергию в России (особенно для юридических лиц) и астрономические расценки на подключение к электросетям, которые выкатывают отечественным предприятиям многочисленные «дочки» РАО ЕЭС, сделали-таки свое дело? Неужели отечественные компании всерьез задумались об операционных издержках, с которыми связана эксплуатация современного ЦОДа, о важности правильного проектирования вычислительных центров, необходимости повышения их энергоэффективности?.. Куда там!

С каждым годом в нашей стране все больше компаний развертывают современные ЦОДы, ведь консолидация вычислительных ресурсов и данных дает бизнесу неоспоримые преимущества. Предприятия активно внедряют последние инженерные достижения в этой области. И вдруг кто-то решается всерьез рассуждать о надвигающемся кризисе. Какой же это кризис, когда повсюду наблюдается стремительный рост! Мы, часом, не в театре абсурда?

Боюсь, что нет. Представители крупнейших отечественных компаний — Сбербанка, МТС, ОГК-5 — признают, что развертываемые ими ЦОДы за считанные годы достигают пределов возможностей, определяемых особенностями изначальных проектов. Попытки же заложить в проект масштабирование ЦОДа на 20 лет вперед экономически не оправданны, да и практически не реализуемы. В результате ведущие российские предприятия узнают на собственном опыте, что такое ограниченность энергоресурсов, наличие горячих стоек и недостаточная эффективность системы охлаждения, растущие расходы на эксплуатацию ЦОДа и невозможность его расширения из-за неадекватности инженерной инфраструктуры.

А что творится в остальных организациях? Поневоле возникает аналогия с расхожим тезисом о наличии двух стран — Москвы и остальной территории (или даже России в пределах Садового кольца и за его пределами). На «круглом столе» говорили о том, что рост удельного энергопотребления на стойку, наблюдаемый в последние годы, обусловлен политикой производителей и не имеет объективных причин. Утверждалось, что его прогнозируемые значения 30–50 кВт вряд ли будут достигнуты на практике, что вполне можно ограничиться верхним пределом 20, а то и 10 кВт. Раздавались призывы заставить производителей разрабатывать более энергоэффективные серверы и не покупать нынешние модели. Есть и такая точка зрения: центры обработки данных необходимы крупному и даже среднему бизнесу, а значит, бизнес должен финансировать их в требуемом объеме. Короче, никакого кризиса развития ЦОДов нет в помине.

Остается только поблагодарить участников «круглого стола», высказывавших порой диаметрально противоположные точки зрения. Особенно тех, кто с оптимизмом смотрит в будущее и призывает не драматизировать обстановку, а положиться на ИТ-компании, которые за нас уладят все технические проблемы. Более того, с удовольствием разделить эту точку зрения. Временно. Ведь гром-то еще не грянул.

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями