Виртуальный хостинг

Услуги виртуального хостинга (предоставления дискового пространства на подключенном к Internet сервере для размещения информационных ресурсов заказчика) уверенно эволюционируют в сторону «коробочных» продуктов. Технология оказания услуг виртуального хостинга такова: благодаря использованию скриптов и PHP создается отдельная виртуальная Unix-машина с собственной файловой системой, собственной системой идентификации, серверами Apache, MySQL и электронной почты. Все это позволяет провайдеру обеспечивать уровень безопасности ресурса, исключающий даже теоретическую возможность несанкционированного доступа к файлам клиентов, и предоставлять пользователям максимальный выбор настроек согласно выбранному тарифу. В будущем предложения операторов станут включать в себя максимум возможных сервисов за фиксированную плату.

Виртуальный хостинг — хороший start-up для любого коммерческого проекта с учетом небольших затрат на оказание услуг. Дополнительное преимущество такой деятельности — невысокие требования к квалификации пользователя.

Структуру услуг виртуального хостинга сегодня в большей степени формируют предоставляемые провайдером дополнительные возможности и сервисы. Рост тарифов в этой области может провоцироваться не увеличением объемов выделяемого клиентам дискового пространства (которое за последние три года и так выросло в несколько раз), а повышением заработной платы технических специалистов, отвечающих за поддержку ресурсов. Меняется качественный состав потребителей: доля частных пользователей неуклонно снижается за счет их миграции к провайдерам некоммерческого хостинга (подразумевающего создание персональных страниц и блогов на ресурсах контент-провайдеров).

Физический хостинг

С ростом бизнеса компании, расширением и усложнением ее ИТ-инфраструктуры потребности в услугах хостинга значительно увеличиваются. В этом случае наилучшим решением становится физический хостинг, то есть размещение серверного оборудования на технической площадке оператора с подключением к Internet и возможностью удаленных технических настроек.

К услуге dedicated (аренды у хостинг-провайдера выделенного сервера с администрированием) тяготеет малый и средний бизнес. Компании со штатом до 100 человек, для которых поддержание собственной ИТ-инфраструктуры не является профильной задачей, имеют ограниченный бюджет на ее содержание. Для них аренда сервера с гарантированной поддержкой работоспособности — оптимальное решение.

Размещение собственного вычислительного оборудования на площадке провайдера (сolocation) становится менее массовой услугой; основным ее потребителем является крупный бизнес. Главные достоинства collocation — «глобальность» и «индивидуальность» реализуемых проектов (нестандартные решения разных масштабов, вплоть до аренды у хостинг-провайдера собственного дата-центра).

Перед крупными компаниями со сложными автоматизированными бизнес-процессами, как правило, не стоит задача передачи на аутсорсинг облуживания ИТ-ресурсов. В таких организациях обслуживание и поддержку сложных аппаратно-программных комплексов выполняют штатные ИТ-специалисты.

Спрос и предложение

Рынок услуг физического хостинга в России все еще пребывает в стадии становления. Однако можно прогнозировать, что тенденции его развития будут аналогичны зарубежным трендам.

Согласно выводам исследовательской компании Tier1 Research, определяющими тенденциями рынка дата-центров в ближайшие 3–5 лет будут повышение качества сервисов (особенно в ЦОДах категорий 3 и 4), повышенное энергопотребление и реализация принципа выбора оператора связи (carrier neutral). Хотя число поставщиков collocation за рубежом растет, спрос на услуги размещения оборудования увеличивается еще быстрее. К примеру, по данным того же исследования, в Северной Америке динамика спроса на эти услуги составляет 14,7%, а объем предложений поставщиков увеличивается примерно на 6,7% в год.

В нашей стране разрыв между спросом и предложением — гораздо больше. Наряду с общими тенденциями рынка имеет место дефицит качественной инфраструктуры для размещения клиентского оборудования. Это связано с недостаточными технологическими возможностями поставщиков услуг коммерческих ЦОДов. Согласно исследованию компании «Караван», проведенному в феврале 2007 года, лишь 40% опрошенных хостинг-провайдеров готовы моментально разместить серверы заказчика, причем услуги аренды юнитов и стоек доступны далеко не везде.

Отсутствие достаточного числа коммерческих площадок, способных обеспечить нужный уровень надежности, безопасности и масштабируемости решений в зависимости от требований клиента, обуславливает активное строительство новых дата-центров. Но так как проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию ЦОДа — длительный дорогостоящий процесс, возможность использования новых мощностей пока отстает от спроса.

«Караван» в апреле текущего года планирует запустить в эксплуатацию строящийся в пределах МКАД телехаус, соответствующий самой высокой категории дата-центров по международной классификации TIA-942. Он предназначен для предоставления услуг хостинга премиум-класса и ориентирован на потребности среднего и крупного бизнеса. Проектирование инфраструктуры и формирование продуктовой линейки осуществлялись максимально гибко, чтобы заказчики могли не только пользоваться «коробочными» решениями, но и реализовать собственные решения, адаптированные под их нужды. Например, услуга dedicated при невысокой стоимости владения системой позволяет решать ряд типовых задач размещения «тяжелых» ресурсов в Internet. Предусмотрены ресурсы под типовые предложения размещения серверного оборудования и индивидуальные услуги размещения собственных аппаратно-программных комплексов заказчиков. А возможность организации гермозоны обеспечит возможность клиентам создавать изолированные логически завершенные и безопасные площадки.

Специфика потребления

Основными потребителями услуг физического хостинга являются корпоративные пользователи, телекоммуникационные операторы, контент-провайдеры и сети доставки контента (CDN), разработчики сервисного программного обеспечения (SaaS). И все они предъявляют разные требования к хостингу.

Как отмечают в Tier1 Research, для корпоративных пользователей наиболее важные критерии — надежность инфраструктуры, уровень пользовательской поддержки и возможность выбора оператора связи. Такие пользователи ориентированы на долгосрочные контракты с хостинг-провайдером, причем стоимость услуг для них менее критична, чем для других групп потребителей.

Сервис-провайдеры и CDN предъявляют более низкие, чем у представителей корпоративного сегмента, требования к надежности. Зато они весьма чувствительны к цене. Самое подходящее для них решение — аренда сроком на 1 год. Среди важных дополнительных критериев можно назвать доступность необходимого рабочего пространства, наличие автоматических систем обслуживания пользователей и высокие требования к электропитанию.

Специфика деятельности SaaS определяет важность наличия управляемых сервисов в портфеле хостинг-провайдера. Большинству разработчиков сервисного ПО нужны управляемые хостинговые решения, а также возможность выбора оператора связи.

Андрей Касьяненко (customer@caravan.ru) — генеральный директор телекоммуникационной компании «Караван»