Определяющий фактор

Ажиотаж, наблюдаемый в последние год-полтора вокруг проектов строительства/модернизации дата-центров, помог осознать, что именно стоимость инженерных и строительно-монтажных работ определяет бюджет такого проекта. Но как понять, что кроется за цифрами? Какие риски и гарантии заложены в проекте? Эти вопросы особенно актуальны, когда речь заходит о центре обработки данных, предназначенном для массового использования.

Сначала попробуем оценить практическую ценность типового проекта создания сети коммерческих дата-центров. Допустим, сеть состоит из нескольких десятков региональных ЦОДов, рассчитанных на 200–300 стойко-мест, стоимостью порядка 2 млн долл. (эквивалент 60 млн руб. на момент анонсирования проекта) каждый. Простой расчет показывает, что оснащение каждой технологической стойки в одном ЦОДе обойдется в 200–300 тыс. руб. С учетом того, что на одно стандартное стойко-место приходится около 2 кв. м площади машинного зала, получаем 100–150 тыс. руб. (или 3,3–5 тыс. долл.) за 1 кв. м полезной площади.

Согласно международной системе классификации уровней надежности ЦОДов, разработанной The Uptime Institute, эти параметры соответствуют ЦОД Tier I. Значит, в большинстве региональных дата-центров, строящихся в рамках такой программы, не предусмотрено создание системы бесперебойного охлаждения, а степень резервирования инженерных систем сведена к минимуму, что позволяет снизить уровень энергонагруженности машинного зала до 440 Вт/кв. м. В результате вероятное время простоя серверного и телекоммуникационного оборудования из-за сбоев в работе инженерных систем в дата-центре составит до 28 ч в год (число точек отказа достаточно велико, а возможности выполнения регламентных работ без временного отключения ЦОДа нет).

При отсутствии альтернативных предложений клиентами «коммунального» ЦОДа с таким уровнем надежности, скорее всего, станут Web-хостинговые компании, стремящиеся максимально снизить себестоимость своих услуг, и локальные организации, чья конкурентоспособность не зависит «жестко» от работоспособности ИТ-системы. Каждый из клиентов заинтересован, прежде всего, в дешевом доступе к каналам с хорошей пропускной способностью и в соблюдении элементарных правил эксплуатации оборудования. По умолчанию предполагается, что в любом коммерческом ЦОДе соблюдаются базовые нормативы в отношении климатического комфорта и энергопотребления, учтена возможность установки разноплатформенного оборудования, имеются специалисты, способные поддерживать нормальное функционирование оборудования.

Важно учесть, что вместимость такого ЦОДа изначально ограничена числом «юнитов», которые можно разместить в стойках. Даже при большом наплыве клиентов возможность перехода на более энергоемкие и эффективные blade-серверы нужно сразу исключить, так как превышение критического уровня энергонагруженности стоек рано или поздно обернется перегревом или возгоранием. Для установки оборудования, обеспечивающего локальный отвод тепла от стоек (если позволяют подведенные мощности и конструктивные параметры помещения), потребуются внушительные инвестиции. К ним следует прибавить упущенную выгоду и штрафные санкции, связанные с вынужденным простоем оборудованием в период модернизации.

От простого — к сложному

Оговорка «при отсутствии альтернативных предложений» была сделана нами отнюдь не случайно. Логично предположить, что требовательные клиенты (владельцы call-центров, финансовые структуры, онлайновые магазины и прочие компании, нуждающиеся в круглосуточном взаимодействии с клиентами, партнерами и сотрудниками) предпочтут дождаться появления в регионе более надежного дата-центра. Не исключено, что потом к ним присоединятся и клиенты описанного нами ЦОДа.

Выбирая поставщика аутсорсинговых ИТ-услуг, каждая организация (независимо от профиля и масштабов ее деятельности) стремится, прежде всего, снизить зависимость своего бизнеса от рисков и непрофильных ресурсозатрат. И если появляется возможность перенести оборудование в ЦОД, гарантирующий более высокий уровень надежности и отказоустойчивости, то этот вариант рассматривается как предпочтительный. Особенно в том случае, если стоимость хостинга в таком ЦОДе не сильно превышает стоимость аналогичных услуг дата-центра начального уровня, а клиенту предоставляется широкий спектр «сопутствующих» сервисов.

Как же на основе скудных данных о проекте, публикуемых в СМИ, клиент может понять, что речь идет именно о таком ЦОДе? В первую очередь, нужно знать, что по классификации The Uptime Institute основное различие уровней надежности ЦОДа Tier III от Tier II и Tier I состоит в качестве исполнения инженерных подсистем и коммуникаций. Так, если на объектах классов Tier I и II площади размещения инженерных систем составляют порядка 20–30% площади машинного зала, то в дата-центре Tier III этот показатель равен 80–90% и более. Разница впечатляет, согласитесь. Она объясняется тем, что в ЦОДе Tier III все компоненты комплексной инженерной системы обязательно резервируются, иначе ее статус отказоустойчивости так и останется на уровне N, характерном для сооружений более низкого класса.

Насколько оправданно такое перераспределение площадей? Более чем оправданно, ведь теперь максимально возможное время простоя инженерных систем составляет не более 1,6 ч в год (сравните с 22 ч в случае Tier II). Значит, владелец ЦОДа может взять на себя обязательства обеспечения непрерывности бизнеса наиболее притязательных клиентов, доверивших ему «сердце» своей информационной системы. Каждая из сторон заинтересована в максимально четком соблюдении SLA, поскольку минута простоя бизнеса по причине сбоев в ЦОДе может повлечь за собой серьезные последствия для клиента и огромные штрафы для владельца ЦОДа.

Но вернемся к расчетам. Проектируемая загруженность машинного зала в ЦОДе Tier III в режиме штатной эксплуатации сопоставима с таковой в ЦОДе Tier II (430–650 Вт/кв. м против 400–550 Вт/кв. м). Однако при необходимости в ЦОДе Tier III этот параметр может увеличиться до 1000–1600 Вт/кв. м. Соответственно, потребность в электрических мощностях ЦОДа Tier III намного выше, чем ЦОДа классом ниже. Таким образом, себестоимость 1 кв. м площади дата-центра такого уровня в России составит не менее 300 тыс. руб. (600 тыс. руб. за одно стойко-место). Получается, что при прочих равных условиях проект строительства ЦОДа Tier III на те же 200–300 «юнитовых» стойко-мест обойдется минимум в 120–180 млн руб. И это — без учета затрат на оформление разрешительных документов на подключение к электрическим сетям, размер которых колеблется в пределах 30–50 тыс. руб. за 1 кВт энергии.

Высший пилотаж

Мы несколько раз акцентировались на «юнитовом» подходе к расчетам, что не случайно. Заложенная в проекте возможность использования серверов высокой плотности должна найти отражение в планировке машинного зала, в расчетах теплоотвода и подводимых мощностей. Особенно это касается проектов создания дата-центров наивысшего уровня надежности (и стоимости) Tier IV, в которых уровень резервирования инженерных систем соответствует формуле 2(N+1). Коэффициент готовности ЦОДа высшей категории достигает 99,997%, а оснащение одного «юнитового» стойко-места требует минимум 720 тыс. руб. — даже при наличии подходящей по размеру и энергонагруженности площадки.

Дата-центров такого уровня в России пока нет. Правда, одна уважаемая компания поспешила сделать публичные заявления о том, что, дескать, грамотная реализация принципа горячих/холодных коридоров и создание инженерной инфраструктуры с уровнем резервирования N+1 позволили ей построить ЦОД Tier IV на 230 стоек с энергоемкостью до 8 кВт каждая. Этот проект, бесспорно, заслуживает внимания как пример умелого использования возможностей, изначально заложенных в площадку, для оптимизации вложений в ЦОД (инвестиции в проект составили около 100 млн руб.). Не исключено, что климатические условия машинного зала позволяют равномерно распределить по модулям ЦОДа несколько энергоемких стоек. Однако реальный уровень надежности этого объекта соответствует Tier III, не более.

В качестве наиболее удачного примера создания отказоустойчивого дата-центра в России можно упомянуть проект, реализованный в 2007 году известной аутсорсинговой компанией, которая выбрала комплексное оказание услуг ЦОДа основным направлением своего бизнеса. Она ввела в эксплуатацию машинный зал на 600 стойко-мест и современный офисный центр, по уровню надежности «перевыполняющий» требования к Tier III. Вложения в первый этап проекта составили порядка 750 тыс. руб. в пересчете на 1 стойко-место, что примерно соответствует показателям Tier IV. Степень резервирования компонентов комплексной инженерной системы — N+1, а по уровню продуманности энергообеспечения объект не имеет себе равных в России, так как число и мощность обслуживающих его дизель-генераторов соответствуют требованиям Tier IV. ЦОД может обеспечить работоспособность оборудования клиентов даже при длительных перебоях в городской сети.

От возможностей к потребностям

Уделив достаточно внимания анализу бюджетных данных проекта, мы должны признать, что у потенциальных клиентов коммерческих ЦОДов обычно нет времени на такое «гадание на кофейной гуще». Многие из них предпочли бы определять практическую ценность того или иного предложения уже на этапе анонсирования проекта. Им важно понимать, насколько учтены владельцем будущего ЦОДа состав и потребности целевой аудитории, изучена ли им конкурентная обстановка в регионе, просчитаны ли сценарии развития. Последний момент очень важен, ведь ЦОД — не магазин и не гостиница, которые в случае неудачного вложения денег можно быстро перепрофилировать под другой вид деятельности.

Чтобы окупить вложения в ЦОД, его надо правильно рассчитать и построить. Не модно-красиво, а именно правильно. Нужно учитывать все особенности таких объектов, понимать, какие риски могут возникнуть на стыке ИТ, инжиниринга и строительства, быть готовым своевременно проследить всю цепочку событий и мероприятий (технологических, административных, организационных), которые нужно спланировать или осуществить на разных этапах жизненного цикла ЦОДа.

Но правильно построить — всего лишь полдела. ЦОД нужно уметь правильно эксплуатировать. При этом желательно совмещать проверенные временем собственные методики работы и международный опыт в области строительства и эксплуатации ЦОДов, адаптированный к российской специфике.

Кстати, еще один далеко не праздный вопрос: где владелец ЦОДа найдет квалифицированных специалистов, способных обеспечивать исправное функционирование оборудования в штатном режиме и оперативно принимать верные решения в случае ЧП? Ведь речь идет о представителях узкопрофильных направлений — инженерах, энергетиках, специалистах по климатическим системам и т.п. Каждый из них должен обладать определенными знаниями, навыками, интеллектуальными способностями, личностными качествами. Каждому из них должен быть присущ высокий уровень внутренней дисциплины. А значит, компании нужны отработанные HR-методологии формирования проектных команд, которые позволят ей оперативно разрешать общеизвестную проблему кадрового голода и дефицита знаний в области строительства и эксплуатации ЦОДов.

Если в непосредственной близости от места реализации проекта расположен студенческий городок, наукоград или крупный НИИ, эта проблема, скорее всего, будет решена с обоюдной пользой: город получит рабочие места, а дата-центр — грамотных специалистов. Главное, чтобы хватило электричества.

Возвращаясь к точке отсчета

Как видите, стоимость проекта создания коммерческого ЦОДа — понятие весьма многогранное. Для того чтобы максимально точно определить ее, нужно учесть гораздо больше явных и скрытых факторов, чем при создании аналогичного по параметрам корпоративного ЦОДа. Если принимать стоимостной показатель за отправную точку, помогающую определить практическую ценность проекта строительства ЦОДа для региона в целом и конкретного клиента в частности, то считать следует как в прямом, так и в обратном направлении. В прямом — от финансовых затрат на строительство и оснащение 1 кв. м машинного зала к оценке реального соотношения цены и качества услуг. В обратном — от тех же тысяч рублей за 1 кв. м к уровню ожиданий потенциальных клиентов. Именно этот показатель и нужно принимать за истинную точку отсчета проекта создания современного коммерческого дата-центра любого масштаба и уровня надежности.

Александр Мартынюк (ceo@dcxdc.ru) — генеральный директор консалтинговой компании «Ди Си квадрат»


Таблица. Основные различия дата-центров разных уровней надежности, описанные в стандарте TIA 942

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями