Александр Граблевский: «Мошенничество, базирующееся на услугах сотовой связи, имеет в нашей стране латентный характер» По данным «ВымпелКома», 9,5 млн пользователей (порядка 7% совокупной абонентской базы России) хотя бы однажды становились жертвами злоумышленников, воспользовавшихся их излишним доверием. Еще почти у 5,4 млн абонентов (4%) похищали мобильные телефоны. Итого — 11% пользователей лично сталкивались с мошенничеством.

Исследование, проведенное по заказу российского сотового оператора агентством Bojole, показало высокий уровень осведомленности абонентов о проблеме мошенничества в области сотовой связи (78%), причем подписчики крупнейших сотовых игроков рынка знакомы с ней в равной степени. Почти 70% опрошенных считают, что борьбу с мобильным мошенничеством в России никто не ведет, а делать это, по мнению респондентов, должны операторы сотовой связи (40%), правоохранительные органы (36%), государство (21%) и сами пользователи (13%). Чаще всего абоненты ассоциируют с мобильным мошенничеством обман, основанный на доверии к незнакомым лицам (54%), а свыше четверти опрошенных (28%) - кражи мобильных телефонов.

«Число жертв мошенничества в сфере сотовой связи может оказаться даже большим, так как 15% респондентов отметили, что их родственники, друзья и знакомые тоже пострадали от действий злоумышленников», - сообщил Николай Прянишников, исполнительный вице-президент и генеральный директор российского сегмента сети «Билайн».

Александр Граблевский, начальник Управления «К», бюро специальных технических мероприятий МВД РФ, разделяет эту точку зрения: «Мошенничество, базирующееся на услугах сотовой связи, имеет в нашей стране латентный характер». По его словам, в прошлом году силами МВД выявлена и пресечена деятельность пяти организованных преступных групп, промышлявших обманом сотовых абонентов.

Подразделения, подчиненные Граблевскому, фокусируются на раскрытии тяжких преступлений, при которых сумма ущерба превышает 100 тыс. руб. Между тем в подавляющем большинстве случаев мошенничества абоненты получают незначительный ущерб. Из-за этого пострадавшие редко обращаются в милицию, а сыщики неохотно заводят уголовные дела. В результате, несмотря на довольно высокий уровень осведомленности абонентов о способах мошенничества, число таких правонарушений неуклонно растет.

Наиболее известный способ мошенничества, основанного на доверии (о нем наслышаны 54% опрошенных), реализуется путем сообщения абоненту о том, что его родственник, якобы, попал в беду. Мошенник представляется другом или сослуживцем вашего родственника и взволнованным голосом сообщает, что с тем приключилась беда (попал в аварию, сбил человека). К тому же у пострадавшего во время аварии сломался телефон (варианты — сели батарейки, отобрали бандиты и т.д.), поэтому приходится звонить с чужого аппарата. Далее следует просьба купить карточку на 10, 20, 50 или даже 100 единиц и продиктовать по телефону ее секретный код. Находясь в стрессовом состоянии, люди легко соглашаются помочь.

Иногда мошенники раскручивают «родственников» на приличные суммы денег. Например, после пополнения баланса они перезванивают и с облегчением сообщают, что конфликт улажен, но от пострадавших в ДТП нужно откупиться. Для этого в условленном месте надо передать посредникам деньги (от 300 до 1500 долл.). Передавая необходимую сумму, человек и не подозревает, что делает добровольное пожертвование преступникам.

Почти 44% абонентов сотовых сетей наслышаны о мошенничестве под условным названием «ложный приз». Суть его в том, что абоненту звонит лжеведущий известной музыкальной радиостанции и поздравляет с выигрышем ценного приза — нового сотового телефона. Его сразу же подключат к сети, нужно лишь в течение 30 мин купить карту пополнения счета названного сотового оператора и сообщить ее данные «диджею».

Как выяснилось, 39% российских абонентов слышали об обмане с помощью SMS-просьб — особой разновидности аферы с «родственником», попавшим в беду. Другой распространенный случай (о нем информированы 34% респондентов) условно называется «платный код». Вам звонит человек, представляющийся сотрудником службы технической поддержки сотового оператора, с предложением подключить новую эксклюзивную услугу. Для этого абоненту нужно набрать под диктовку лже-сотрудника код, который на самом деле является комбинацией для перевода средств с одного лицевого счета на другой.

Представители «Билайна» отмечают, что сегодня количество краж мобильных телефонов превышает показатели любого другого вида краж, в том числе квартирных. Поражает огромное количество способов отъема средств связи у законных владельцев. Нередко эти преступления тоже основываются на игре в доверие. Типичный случай: на остановке к вам обращаются с просьбой дать мобильный телефон – дескать, срочно нужно позвонить, а собственный аппарат отключен. Вы проявляете понимание, а злоумышленник во время разговора прыгает в машину соучастника и уезжает.

Как бороться с мошенничеством в сфере мобильной связи? Знание сильнее обмана, рассудили в «ВымпелКоме» и выступили с социальной инициативой «Мобильная грамотность», нацеленной на противодействие мошенничеству в сотовых сетях. Она предполагает изучение проблемы, выработку рекомендаций и всестороннее информирование абонентов о практикуемых способах надувательства.

Сложность борьбы с мошенничеством в области мобильной связи состоит в том, что злоумышленники придумывают все новые и новые способы обмана, подчас прибегая к довольно оригинальным сценариям. И даже если бдительные граждане сообщают о попытках надувательства в компетентные органы, доказать факт мошенничества бывает очень трудно. Очень часто в мошеннических «акциях» используются телефоны, зарегистрированные по украденным или поддельным паспортам. Так что вечное противостояние «кто кого», мошенники или правоохранительные органы, пока — не в пользу последних.