Заповедь «не играть против тренда» хорошо известна на фондовом рынке. Ей следуют и новички, и опытные брокеры. Для того чтобы покупать бумаги вопреки начавшемуся обвалу либо, напротив, фиксировать прибыль в фазе уверенного роста, необходимы не только крепкая нервная система, но и веские причины, а также умение точно оценивать риски.

В экономике «заплывы против течения» принимают иные формы. Умение развивать бизнес в периоды кризиса или стагнации — проявление неординарного стратегического мышления и выдающихся управленческих способностей, граничащих с искусством. Сокращение продаж вопреки общему росту экономики свидетельствует ровно об обратном.

И уж совсем отдельная история — цены и тарифы. Инфляция, не на шутку разгулявшаяся в стране во второй половине года, мигом перечеркнула радужные планы российских властей. Они еще пытаются сохранять хорошую мину при плохой игре и уверять, что в нынешнем году инфляция не выйдет за пределы запланированных 8,5%. Однако результат, полученный в январе-феврале 2008 года (рост цен на 3,5% только по официальным данным Росстата), не внушает оптимизма.

Явным (и, отметим, желанным) диссонансом на этом фоне прозвучало заявление главы Мининформсвязи Леонида Реймана. По его словам, возглавляемая им отрасль не намерена спокойно плыть по инфляционному течению. Согласно прогнозу развития отечественного телекоммуникационного рынка, который министр озвучил на расширенном заседании коллегии Мининформсвязи 11 февраля, в 2008 году тарифы на услуги связи продолжат снижаться; удешевление дальней связи составит около 10%.

Стимулом к снижению тарифов, по мнению министра, станет обострение конкуренции. Сегодня на рынке дальней связи действуют пять операторов, и хотя их доли далеко не равнозначны, борьба за абонентов разворачивается нешуточная. Цена вопроса — минимум 2,2 млрд долл.: именно в такую сумму аналитики iKS-Consulting оценили в прошлом году объем этого рынка.

Тренд, о котором говорит министр, уже можно наблюдать. С 1 февраля 2008 года «Ростелеком» снизил тарифы на услуги междугородной связи. В среднем по стране они уменьшились на 10%, а отдельные тарифы — почти на треть. При этом оператор сохранил льготные расценки на звонки в вечернее время и праздничные дни. Не прошло и месяца, как на действия «Ростелекома» отреагировал МТТ, пресс-служба которого объявила о снижении тарифов с 1 марта. Средний размер уменьшения цен — все те же 10% (реальный 2–35%, а некоторые тарифы остались прежними). Больше всего подешевели услуги МТТ, оказываемые в рабочие часы.

Руководители альтернативного оператора называют этот шаг ответом на действия «Ростелекома», но обращает на себя внимание то, что средний размер снижения у обоих операторов одинаков. Не стоит думать, что компании научились в равной мере сокращать издержки либо решили потуже затянуть пояса. Ларчик открывается просто: сравнительно недавно в России отменена компенсационная надбавка операторам зоновой связи. По оценке аналитиков, выгода от ее отмены скомпенсирует потенциальные убытки из-за снижения тарифов. Формально МТТ отреагировала на действия конкурента, но причина уменьшения цен не имеет отношения к оптимизации бизнеса. Возможно, отраслевой регулятор намерен и впредь давать операторам финансовые послабления, дабы те снижали тарифы, только обострение конкуренции тут ни при чем.

А на рынке местной связи объяснить удешевление услуг конкуренцией и вовсе язык не поворачивается. С 1 февраля здесь также снизились тарифы, причем в директивном порядке — благодаря решению Федеральной службы по тарифам (ФСТ), действие которого коснулось семи МРК и МГТС. Предельные уровни безлимитных тарифов для абонентов МГТС и МРК уменьшились в среднем на 13,7 и 33% соответственно, а комбинированные тарифы остались неизменными. В следующем году, по прогнозу Реймана, местная связь подешевеет еще на 30%.

В целом, вырисовывается радужная картина, но только в области фиксированной связи. Тарифы же сотовых операторов никто не регулирует, поэтому действовать против тренда этим компаниям нет резона. Доведя около трех лет назад показатель ARPU до запредельно низких значений, они теперь наверстывают упущенное. Активно выводя на рынок новые тарифы, сотовики исподволь поднимают базовую стоимость минуты разговора. Вклад-то сотовой телефонии в общую инфляцию никто не определяет: исполнительной власти сейчас не до этого.

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями