Российский магистральный оператор «ТрансТелеКом» (ТТК) завершил внедрение биллингового комплекса компании Oracle. Интегратором стал «Микротест». Система Oracle BRM сначала будет рассчитывать только услуги дальней связи, но в дальнейшем без труда сможет тарифицировать и другие сервисы, например Triple Play.

Автоматизированная система расчетов (АСР) позволит обслуживать на всей территории России до 10 млн абонентов, желающих пользоваться МГМН-телефонией. Первый вице-президент по развитию ТТК Николай Диденко сообщил, что к 2011 году компания планирует занять 8% отечественного рынка дальней связи, объем которого к тому времени достигнет 3 млрд долл. Оператор ориентируется преимущественно на корпоративных клиентов и к 2011 году намерен контролировать 12–15% этого сегмента (в денежном выражении). На рынке услуг дальней связи для населения ТТК рассчитывает к 2010 году выйти на уровень 5–7% совокупных доходов.

Общая стоимость биллингового проекта составила 10 млн долл., из которых 30% ушло на закупку ПО, 30% — на оплату оборудования, 40% — на внедрение. Решение Oracle выбрано потому, что с 2002 года в сети ТТК успешно эксплуатировалась биллинговая система Infranet компании Portal Software, которую за это время успела купить Oracle (в рамках стратегии приобретения фирм, разрабатывающих специализированные приложения для отдельных отраслей).

Новая АСР базируется на конвергентной BSS-платформе Oracle Communications Billing & Revenue Management. Она поддерживает тарификацию, выставление счетов за услуги связи, управление взаиморасчетами с клиентами и партнерами. В состав комплекса вошли Oracle Siebel CRM (CRM-система, автоматизирующая управление взаимоотношениями с клиентами), TIBCO Business Works (интеграционная сервисная шина масштаба предприятия) и Comptel EventLink (предбиллинговая система сбора и предварительной обработки сведений об оказанных услугах).

Отличие системы от предыдущей состоит в том, что ей предстоит обрабатывать гораздо большие объемы данных, ведь с введением услуг МГМН-телефонии число клиентов ТТК возрастет с нескольких тысяч до нескольких миллионов. Важнейшим критерием выбора АСР стало и малое время реакции на действия операторов и пользователей. Система способна тарифицировать новые услуги, чьи параметры довольно сложно прогнозировать. Их можно тарифицировать по факту потребления, времени и объему трафика. При появлении в портфеле оператора очередных услуг останется лишь продумать алгоритм их тарификации и реализовать его с помощью настроек системы.

Помимо расчетов с абонентами система обеспечивает автоматизацию и информационную поддержку технологических и бизнес-процессов, взаимодействие и взаиморасчеты с дилерами, агентами и другими партнерами ТТК, информационную и техническую поддержку клиентов. АСР интегрирована с системой бухгалтерского и финансового учета, реализованной на базе Microsoft Dynamics AX, с системой «банк-клиент» и электронной системой приема платежей. Дополнительно созданы интерфейсы для подключения автоматизированных терминалов, принимающих моментальные платежи и передающих уведомления через IVR.

Метт Тейлор, директор отдела продаж в регионе EMEA подразделения Oracle Communications Global, подчеркнул: «Внедрение АСР Oracle BRM — первый российский проект такого масштаба, реализованный нашей компанией. Мы сомневаемся, что кто-то из наших конкурентов смог бы поставить решение того же уровня за те же деньги».

Архитектура системы билинга «ТрансТелеКома» полностью централизована: все данные концентрируются и обрабатываются в Москве. Это позволит упростить управление услугами, ускорить сбор данных, сократить сроки выставления счетов, упорядочить финансовые потоки.

На внедрение Oracle BRM потребовалось 11 месяцев. Руководитель департамента информационных технологий ТТК Леонид Иванов сообщил, что опытно-промышленная эксплуатация системы уже проводится, а с апреля, если будут получены положительные результаты испытаний, планируется приступить к коммерческому использованию системы.

Представители ТТК обнародовали и некоторые планы выхода компании на массовый рынок. Так, с апреля в ряде регионов будет запущен новый бренд, под которым начнется активное продвижение услуг дальней связи. К концу лета оператор рассчитывает организовать предоставление таких услуг по всей стране.