Компания ComScore обнародовала статистику изменения числа Internet-пользователей в европейских странах с сентября 2006 по сентябрь 2007 года, в соответствии с которой за этот период количество россиян, имеющих доступ во Всемирную паутину, увеличилось на 23% (до 14,6 млн). По динамике развития рынка наша страна оставила далеко позади занявшую второе место Испанию, где Internet-аудитория растет примерно на 18% в год. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) подсчитал, что годовой прирост числа отечественных пользователей с весны 2006 составил 20,39%.

Впрочем, радоваться нам рано, поскольку по данным все той же ComScore Россия заняла последнее место в Европе по распространенности Internet-услуг среди населения. Пока Сетью пользуются лишь 12% жителей России. В США, где годовой прирост Internet-аудитории составляет всего несколько процентов, уровень проникновения Internet уже достиг 80%.

Летом 2007 года ФОМ отметил резкий спад темпов роста аудитории Рунета. По словам ведущего специалиста ФОМ Ефима Галицкого, до этого момента результаты опросов, проводившихся раз в две недели, свидетельствовали о стабильном увеличении числа пользователей. По мнению специалистов, летний спад может указывать не только на сезонные колебания, но и на начало снижения динамики подключений к Сети. Если расценки региональных провайдеров не снизятся и в регионах не начнется борьба с отраслевыми монополиями, то в ближайшие годы аудитория Рунета зафиксируется на отметке 34% населения страны.

Компания «Яндекс» выпустила в конце года информационный бюллетень «Развитие Internet в регионах России». В основу исследования легли данные служб портала (поиск по блогам и новостям, «Яндекс.Маркет», «Яндекс.Город»), а также информация ФОМ, TNS, RU-Center и проекта «Черный квадрат». Как выяснилось, российской провинции очень далеко до Москвы и Санкт-Петербурга. Региональные пользователи в 16 раз реже пользуются услугами Internet-магазинов, чем москвичи. Уровень развития блогосферы в Москве в 11 раз выше регионального. Число доменов на 1 тыс. пользователей в столице в семь раз больше, чем в среднем по федеральным округам. А по общему проникновению Web-сервисов Москва обгоняет регионы больше чем в два с половиной раза.

За минувший год число сайтов Рунета выросло на 66%. Количество доменов второго уровня, зарегистрированных региональными пользователями, увеличивается чуть медленнее (57%). В сентябре 2007 года в Рунете зарегистрирован миллионный домен.

Итоги развития российского Internet-пространства обсуждались на конференции «2007 год: Рунет в 13 лет», которую провел Региональный общественный центр Интернет-технологий (РОЦИТ). На сей раз организаторы выбрали для мероприятия формат «народного ток-шоу». Крупные игроки («Яндекс», Mail.ru и Rambler) по традиции проигнорировали конференцию, поэтому ее ведущие неоднократно заверяли «Мы подводим итоги года с точки зрения не корпораций, а простых людей».

В дискуссии о технологиях принял участие директор медиа-департамента «Голден Телекома» Андрей Колесников. Он начал с того, что Internet в Москве уже продается по цене водки, и через два года такая же ситуация сложится в регионах. Колесников напомнил, что в 2007 году его компания завершила строительство крупнейшей в мире публичной сети Wi-Fi и совместно с приобретенной ею «Корбиной Телеком» разворачивает широкополосные сети в 50 городах России.

О ситуации с доменами рассказал директор департамента по связям с общественностью RU-Center Андрей Воробьев. По его словам, сейчас в зоне .ru зарегистрировано порядка 1,16 млн доменов. Благодаря изменениям в законодательстве в 2007 году российские киберсквоттеры легализовались и все больше стараются зарабатывать на доменных именах с помощью так называемых парковочных сервисов. На них уже размещены около 200 тыс. доменов. По поводу кириллического домена .рф Воробьев сказал только, что его появления можно ожидать в 2008 году.

Итогом разговора о рекламе в блогах и «Живом журнале» стал такой вывод: там теперь эффективна только баннерная реклама. Среди тенденций года в этой сфере называли активное использование «вирусного маркетинга» разными коммерческими брендами.

Примечательно, что, несмотря на бесспорный интерес пользователей к проектам Web 2.0, ни одна российская социальная сеть пока не продана. Отказ владельцев сети vkontakte.ru от размещения рекламы и введения платных сервисов вполне логичен: они взяли за основу не только внешний вид Facebook, но и его бизнес-модель.