В конце ноября в новостях промелькнуло сообщение о том, что одной гражданке США местная телефонная компания выставила счет за услуги дальней связи на несколько миллионов долларов. То ли абонентке счет показался великоватым, то ли она не смогла примириться с тем, что во время столь дорогостоящих телефонных переговоров находилась в длительной зарубежной командировке, но эта гражданка платить отказалась наотрез и подала на оператора в суд. Как ни странно, суд она выиграла, причем оператору было предписано выплатить ей кругленькую сумму моральной компенсации. Согласитесь, неплохой вариант вполне законного заработка. Непонятно только, как его тиражировать.

Зато сами ситуации с выставлением неоправданных счетов тиражируются без конца. Практически день в день с упомянутым новостным сообщением один из спикеров 12-й ежегодной конференции по IP-телефонии и IP-коммуникациям рассказал мне, что «Ростелеком» выставил ему счет на оплату нескольких международных телефонных разговоров продолжительностью 86 401 с каждый. Впечатляет, не правда ли? Для тех, кто не в курсе, 86 400 — точное количество секунд в сутках. Значит, этот человек в течение месяца несколько раз вел телефонные переговоры продолжительностью сутки плюс одна секунда. Представить такое довольно сложно, разве что при желании абонента попасть в книгу рекордов Гиннеса.

К сожалению, пострадавший не уточнил страну, с которой велись переговоры, однако, имея представления о тарифах на дальнюю связь, легко понять, о каких суммах идет речь. Конечно, не миллионы долларов, но все же и не копейки. В данном случае оператору тоже не повезло: абонент решил докопаться до истины. Сам факт телефонных разговоров он не отрицал, вот только их продолжительность измерялась десятками минут. Оказалось, что причина — «чисто техническая»: установленное в «Ростелекоме» оборудование не фиксировало факт окончания сеанса связи. Абонент вешал трубку, а для оператора разговор продолжался. Непонятно только, почему всякий раз техника «приходила в себя» аккурат через 86 401 с.

А вот — случай из моей собственной практики. Этим летом подмосковный провайдер услуг Internet-доступа «Лобненский народный телефон» неожиданно сообщил о задолженности, возникшей аж в августе 2005 года. Она была небольшой, менее 700 руб., но меня заинтересовало, почему сей факт всплыл два года спустя. Видимо, расчет был на то, что за давностью лет пользователь не вспомнит, какой объем трафика он когда-то принял из Всемирной паутины. Но то ли журналисты — народ чересчур дотошный, то ли играет роль моя любовь к цифрам, но у меня сохранились все данные о выходах в Internet и объемах полученного трафика. Я заглянул в офис к оператору и, к недоумению его сотрудников, попросил открыть базу данных биллинговой системы. Как водится в подобных случаях, мне заявили, что на некорректность расчетов еще никто не жаловался, что с биллингом всегда все было в порядке, что в базу данных быстро «не достучаться» и т.п. Однако потом «выяснилось» самое удивительное: в том злосчастном месяце я воспользовался услугами не на 700, а на все 9 тыс. руб.! Ну а поскольку цифра явно зашкаливала за средние значения, оператор решил несколько поумерить аппетиты.

Я специально рассказал о случае из американской практики: ошибки случаются у разных операторов, причем не только в России. И наверняка операторы порой ошибаются в пользу абонентов, просто такая информация не просачивается в прессу. Герои описанных ситуаций — физические лица, а представляете, какое пространство для маневра открывается в корпоративном секторе! Немало компаний практически не отслеживают международные и междугородные переговоры с офисных телефонов. Конечно, получив счет на оплату разговора продолжительностью в сутки, бухгалтерия вряд ли сразу бросится его оплачивать, но если операторы научатся действовать более тонко…

И последнее. Не за горами — Новый Год, к которому наши сограждане, видимо боясь безнадежно опоздать, начали готовиться заранее. Многие ли из нас в новогоднюю ночь, фиксируют, насколько долго и с кем говорят по телефону? Вот когда наступает настоящее раздолье для операторов, потому что, как известно, счастливые часов не наблюдают. Кстати, сколько там часов осталось до боя кремлевских курантов? С Новым Годом, уважаемые операторы и абоненты! С новым счастьем!

Павел Иванов, научный редактор, psi@osp.ru