О том значении, которое придают usability в мире, свидетельствовало уже то, что на конференции красовались логотипы российского представительства ООН, Юнеско, Министерства информационных технологий и связи РФ, других правительственных и общественных организаций, под чьим патронатом проходила User Experience Russia 2007. Об актуальности темы мероприятия можно было судить и по числу его участников: более 500 слушателей для первой конференции — совсем немало.

История и география usability как области исследовательской и практической деятельности столь велика, что даже специалистам сложно прийти к единому терминологическому «знаменателю». Чаще всего под usability подразумевают эргономику продуктов, их информационный дизайн, архитектуру, проектирование взаимодействия с пользователем, User Experience Design и т.д. Все эти термины имеют свои особенности, но в целом их смысл сводится к одному и тому же — к разработке интерфейсов систем на основе особенностей их потребления и пользовательской аудитории.

На конференции история и география usability были представлены основательно: число приглашенных знаменитостей впечатляло. В первый день мероприятия с его участниками встретились руководитель отдела usability компании Google Мария Стоун, представитель Optimal Usability Шайлеш Манга, Сьюзан Фаулер из Fast-Consulting, Эрик Шаффер и Апала Чаван из Human Factors International. Они являются и создателями парадигмы usability в современном понимании, и признанными специалистами в разных областях ее реализации. Помимо докладов была организована выставка usability-технологий, на которой каждый желающий мог ознакомиться с оборудованием для отслеживания движений глаз, программными разработками для исследования поведения людей и другими новинками.

О преимуществах usability-тестирования перед прочими методами, позволяющими изучать отношение пользователей к конкретным продуктам, кратко рассказал Шайлеш Манга. По его мнению, необходимо исследовать то, что пользователь делает с продуктом, а не то, что он о нем говорит. Этот тезис ярко проиллюстрировал Эрик Шаффер. Он продемонстрировал запись тестирования экранного интерфейса, во время которого в центре монитора появлялось изображение симпатичной девушки с глубоким декольте. Из ролика следовало, что испытуемый живо реагирует на визуальные образы, и, конечно же, львиная доля его внимания приходится вовсе не лицо девушки и не на сопровождающий изображение текст: очевидно, разработчики преследовали совсем иные цели.

Мария Стоун придерживается более универсальных позиций в отношении методов исследования пользовательских предпочтений. Она считает, что эти методы важно компилировать: в возглавляемом ею отделе Google используются и фокус-группы, и анализаторы логов, и usability-тестирование. В подтверждение эффективности такого подхода г-жа Стоун упомянула о сервисе Google Talk, каждое усовершенствование которого удваивало его аудиторию.

Конечно, первый блин User Experience Russia оказался не без кома. Было не совсем понятно, на кого все-таки рассчитана конференция. Если на профессиональных проектировщиков интерфейсов, то удивляет постоянная акцентировка на том, что usability — необходимый компонент информационных технологий. Вряд ли в этой истине сомневаются те, кто пришли на мероприятие, заплатив деньги за участие в нем.

Практической пользы от пленарных докладов тоже было немного, и не по причине некомпетентности выступающих, а потому, что лимит времени на сессии вопросов-ответов оказался довольно ограниченным. Больше других выиграли те участники, которые за дополнительную плату посетили один или несколько авторских семинаров приезжих знаменитостей. Их доклады в рамках конференции, по сути, стали анонсами этих семинаров.