Успех продвижения сайта в Internet зависит от умения предвидеть, в каком направлении будут развиваться поисковые машины. По словам Андрея Иванова, главного редактора портала «Продвижение сайта. Профессиональные советы экспертов», в эволюции современных поисковиков можно выделить три ключевые проблемы — обеспечения максимума возможностей поиска в одном окне, трастовости и качества поиска.

Рейтинги популярности российских поисковых систем — уже ни для кого не секрет, их можно найти во многих печатных изданиях и на сайтах. Если показатели таких рейтингов и различаются между собой, то очень несущественно. Скажем, в соответствии со статистикой, опубликованной в июле на Liveinternet.ru, наибольшей популярностью пользуется «Яндекс», который назвали 59,8% опрошенных. За ним с довольно большим отрывом следует «Рамблер» (17,2%), потом Google и Mail.ru (12,2 и 6,8% соответственно). На остальные поисковые системы приходятся лишь 4% пользователей.

Зная о лидерстве «Яндекса», многие заказчики ставят перед оптимизаторами цель улучшить позиции их сайта только в этой поисковой системе. Но, как утверждают специалисты фирмы «Ашманов и партнеры», при анализе трафика поисковиков выяснилось, что не для всех тематик запросов справедлива общая статистика. Например, при поиске информации об известных личностях чаще других используется Google. Феномен объясняется просто: на первые строчки результатов поиска Google старается вывести базы знаний — «Википедию» и ей подобные ресурсы. А больше всего запросов, входящих в тематику «Новости и СМИ», обрабатывает «Яндекс». Таким образом, у каждой поисковой системы Рунета сложилась определенная пользовательская аудитория. Даже при запросах по одной и той же тематике приоритеты пользователей сильно различаются.

Что лучше?

Качественные оценки работы поисковых машин чаще всего сводятся к субъективным мнениям пользователей. Иногда они появляются в прессе, но откуда берется информация о превосходстве одного «поисковика» над другим, до сих пор было не очень понятно. Что вообще в данном контексте означает слово «качество»? Если рассуждать логически, это — близость к идеальным результатам поиска. А как определить такие результаты? Практически никак. Получается, что за качество поисковых машин пользователи голосуют количественным большинством, а критерием голосования является банальное оправдание их ожиданий. Нашел то, что искал, — хорошо, не нашел — плохо.

Для профессионалов синонимом качества поиска обычно является его релевантность, то есть «отношение к делу». В данном случае речь идет о релевантности запросу. Казалось бы, оценить такую характеристику довольно просто: если среди первых результатов окажутся ссылки только на релевантные сайты, то поиск прошел успешно. Однако это не совсем так. Релевантность ресурса определяет автор, а в Internet миллионы популярных запросов периодически вводятся разными пользователями. И здесь возникают сразу несколько «тонкостей». Во-первых, это неполная передача в запросе смысла того, что хочет найти человек. Во-вторых, только сам пользователь знает, что именно он намерен найти. В-третьих, мнения миллионов людей, прибегающих к популярным запросам, могут не совпадать.

Андрей Иванов предложил пользоваться альтернативным способом определения качества поиска — новым проектом компании «Ашманов и партнеры», получившим название «Анализатор качества поисковых машин». Доступная через Internet система рассматривает самые важные параметры российских «поисковиков»: навигационный и технический поиск, устойчивость к опечаткам, уровень SEO-прессинга, долю спама в поисковой выдаче. Анализу подвергаются девять крупнейших поисковых систем (Yandex, Google, Rambler, Gogo, Live.com, Aport, Webalta, Liveinternet и Yahoo), причем результаты собираются ежедневно.

Вот лишь некоторые результаты онлайнового анализа. С подсказками лучше всего дело обстоит на «Яндексе» и Google. Поискового спама, опять-таки, меньше всего на «Яндексе», зато по ошибкам этот поисковик находится где-то в середине списка. Иной раз статистика поисковых запросов показывает удивительные вещи: например, название немецкого автомобиля «Фольксваген» встречается более чем в 20 вариантах написания.

Компания или фрилансер?

Рынку поисковой оптимизации было посвящено выступление Ивана Севастьянова, генерального директора Webprojects.Ru. Его компания уже четвертый год занимается анализом этого сегмента услуг, пытаясь выяснить, кто и каким образом на нем работает. В сентябре 2007 года Webprojects.Ru опросил тысячи респондентов, в число которых попали 173 организации и 837 частных лиц. Выяснились любопытные факты. Долгожителей рынка поисковой оптимизации (работающих на нем с 2000 года) оказалось очень немного — 18% юридических лиц и всего 10% «частников». Половина действующих фирм начали работать в 2003–2004 годах, а индивидуальное предпринимательство в этом сегменте расцвело пышным цветом только в последние два года.

Все такие компании готовы оказывать клиентам самые разные услуги, которые сводятся, в основном, к комплексному продвижению Web-сайтов и размещению контекстной рекламы. Средняя стоимость проекта составляет около 900 долл., но только половина исполнителей готовы нести финансовую ответственность при невыполнении их обязательств. Остальные в случае сбоя намерены работать до достижения результата, а 14% фирм вообще не дают гарантий. У частных лиц расценки, понятно, ниже (в среднем 300–600 долл. за проект), зато свыше четверти исполнителей не дают финансовых гарантий достижения результата. Остальные готовы работать, пока не получится желаемое, но если что-то не так, деньги тоже вряд ли вернут.

Основными проблемами рынка Севастьянов считает отсутствие единой политики ценообразования и четких правил игры. Если же говорить о прогнозах, то в ближайшем будущем спрос на услуги оптимизации по-прежнему будет превышать предложение. Участники конференции не исключают и перестановки в тройке лидеров Рунета, а именно — перехода первенства по размерам аудитории от «Яндекса» к Google.ru.