Перед возвращением в США Мильюоло встретился с заместителем главного редактора «Сетей» Алексеем Есауленко, чтобы прокомментировать подробности готовящейся покупки, а заодно рассказать о взаимодействии Cisco с российскими операторами связи.

Только теперь, когда во всем мире активно строятся сети WiMAX, Cisco выходит на этот рынок, приобретая Navini. Вы не считаете, что корпорация опоздала к разделу рынка, что ее руководство допустило стратегический просчет, несколько лет назад отказавшись от развития данного технологического направления?

Cisco нельзя считать «опоздавшей», так как рынок оборудования WiMAX находится в начальной фазе развития, и пока преждевременно говорить о его насыщении. К тому же Cisco не стремится немедленно выйти на рынок мобильной связи или сосредоточиться на продвижении мобильного варианта стандарта 802.16е. Мы фокусируем внимание и усилия на том, чтобы технология WiMAX играла свойственную ей роль — была беспроводной альтернативой, заменой фиксированных линий широкополосного доступа.

Приобретая Navini, мы исходим из необходимости удовлетворить потребности новых и развивающихся рынков, где степень распространения кабельного ШПД еще мала. Мы будем предлагать операторам на этих рынках помощь в поиске их места в мире цифровых технологий. У нас есть комплексные решения, включающие в себя элементы инфраструктуры WiMAX, а не отдельные продукты данного стандарта. В том-то и заключается преимущество Cisco перед другими игроками, давно работающими на рынке оборудования радиодоступа. И не важно, что наш путь выхода на этот рынок отличается от пути конкурентов. Рынок только открывается.

Что представляет собой Navini Networks? Вы считаете 330 млн долл. справедливой стоимостью этого актива?

Мы считаем, что приобрели лучший на рынке технологический актив в области WiMAX. Компания Navini изначально фокусировалась на разработках стандарта 802.16 и одной из первых внедрила его мобильный вариант. Подчеркну, что только Navini имеет коммерческую сеть на базе технологии 802.16е. Важно не то, сколько стоит компания, — важен потенциал рынка, на котором она работает. А потенциал рынка WiMAX-оборудования оценивается в миллиарды долларов. Приобретая Navini, мы руководствуемся идеей максимально быстрого выхода на этот рынок и ожидаем получить хорошую прибыль от нового актива.

Какие еще варианты, помимо Navini, рассматривала Cisco?

Я не вправе раскрывать эту информацию. Могу лишь сказать, что мы приглядывались к трем разработчикам систем радиодоступа. Принимая предварительное решение в пользу Navini, Cisco руководствовалась тремя соображениями. Во-первых, мы убедились в максимальном соответствии культуры управления Navini принципам менеджмента нашей корпорации. Во-вторых, увидели, что технологические разработки Navini привлекательны для рынка сегодня и останутся таковыми в перспективе. В-третьих, Cisco обращала внимание преимущественно не на рыночное положение и финансовые достижения Navini, а лишь на первые два фактора.

И все же непонятно, почему при годовом бюджете R&D 4,5 млрд долл. Cisco не стала самостоятельно разрабатывать продукты стандарта WiMAX?

Cisco отличается от остальных сетевых компаний очень широким спектром продуктовых направлений. Невозможно развивать в своих лабораториях все технологии, перспективные для клиентов. В области доступа и радиосвязи мы сочли целесообразным приобрести набор готовых технологий, чтобы получить требуемое ноу-хау очень быстро. Это проще, чем разрабатывать системы WiMAX самостоятельно.

Что будет с брендом Navini?

Все зависит от того, какую модель продвижения на рынке технологии WiMAX мы выберем. Очевидно, информация на эту тему появится в декабре или январе, когда Cisco завершит покупку Navini.

В каком направлении будет развиваться продуктовая линейка Navini?

Navini выпускает полную гамму устройств для сетей WiMAX — базовые станции, контроллеры и абонентские устройства. Слабых мест в этом наборе продуктов мы не видим. Вся продуктовая линейка компании станет развиваться в технологическом плане, и, разумеется, мы будем работать над интеграцией коммуникационных систем Navini и Cisco.

Как будут сочетаться решения Cisco для городских и кампусных сетей Wi-Fi на базе Mesh-технологии с решениями Navini WiMAX? Вы не считаете, что эти технологии конкурируют друг с другом?

Главная цель Cisco — помочь заказчикам организовать наиболее востребованные сервисы на основе актуальных технологий в нужное время и по приемлемой цене. По отношению к технологиям Cisco сохраняет нейтралитет, делая акцент на предоставлении сквозных операторских решений. Приобретение Navini и ее технологических разработок мотивировано, прежде всего, желанием усилить наши позиции на развивающихся рынках.

К нам обращаются правительства разных государств с просьбой помочь в организации предоставления услуг в отдаленных и труднодоступных районах. Там допустимо задействовать как Wi-Fi, так и WiMAX — в зависимости от ситуации. На их основе можно обеспечить и голосовую связь, причем в этой сфере Wi-Fi и WiMAX удачно дополняют друг друга: на рынке пока отсутствуют WiMAX-телефоны, зато везде продаются трубки с поддержкой Wi-Fi. Когда появятся и станут популярными WiMAX-телефоны, сети Wi-Fi все равно останутся «на плаву», так как они решают массу задач, специфических для локальных компьютерных сетей. Впрочем, как именно будет развиваться ситуация, предсказать сложно — все прояснится лет через пять.

Во время нашей беседы Вы дважды акцентировались на том, что Cisco покупает Navini для продвижения WiMAX на развивающихся рынках. Означает ли это, что корпорация отказывается от борьбы за североамериканский рынок, где лидирует Motorola?

Пока рынок оборудования WiMAX в США представляет собой лишь небольшие пилотные проекты со скромными бюджетами. В Штатах интерес операторов к данной технологии еще невелик. Если рынок будет активно развиваться, мы примем в этом процессе живое участие. Cisco и теперь контактирует с американскими телекоммуникационными компаниями, пытаясь понять, насколько велики их потребности в продуктах WiMAX. Но на развитых рынках продвигать WiMAX довольно сложно, поскольку этот стандарт жестко конкурирует с другими технологическими платформами, такими как CDMA 2000 или UMTS.

Недавно WiMAX включена ITU в список технологий построения сетей мобильной связи 3G. Как Вы оцениваете коммерческие перспективы Cisco в этом сегменте рынка? Могут ли контракты на поставку WiMAX-оборудования для мобильных операторов принести корпорации ощутимый доход?

С приобретением Navini мы получаем, по сути, эквивалент решений для сетей 3G-HSDPA, но значительно более дешевый в реализации. Мы будем работать на рынке мобильных сетей, но начнем все же с замены кабельного ШПД на беспроводный. Это нужно для обеспечения высоких темпов роста WiMAX-рынка. Тогда возникнет эффект экономии от масштаба, и Cisco сможет способствовать продвижению стандарта 802.16е на рынке мобильной связи. Сейчас игроки рынка WiMAX только задумываются о предоставлении услуг беспроводной телефонии — им явно не достает телефонов с поддержкой WiMAX. Пока такие терминалы не станут общедоступными, Cisco будет фокусироваться на замене в развивающихся странах фиксированного доступа на беспроводный.

Когда российские заказчики смогут приобрести решения Cisco-Navini?

Я, как Вы видите, уже нахожусь в России, и за последние сутки провел множество переговоров. В их ходе я увидел большой интерес к решениям Cisco, дополненным технологией WiMAX. Список операторов, с которыми мы проводим консультации, очень велик. Для примера назову ведущие телекоммуникационные компании России «Голден Телеком», «Синтерра», «Связьинвест». Мы взаимодействуем и с правительственными организациями РФ, в частности, по вопросу участия в национальных образовательных проектах. Могу пообещать, что решения Cisco-Navini появятся в России скоро, очень скоро.