Бум подключений к Internet по выделенному каналу начался в Северной столице почти одновременно с вступлением в силу 1 июля 2006 года нового положения, которое в корне изменило отношения операторов телефонной связи с Internet-провайдерами. Бесплатное пользование оборудованием и сетями телефонных монополистов ушло в прошлое, и доступ по dial-up подорожал минимум на 18 коп. в минуту.

Монополисты, вперед!

Олег Попов: «Проникновение услуг ШПД в Санкт-Петербурге превысит 55% к концу 2010 года» Существенное повышение стоимости услуг dial-up подтолкнуло абонентов к переходу на «выделенку». Средняя ежемесячная плата за dial-up-сервисы достигла примерно 300 руб. и стала сопоставимой с тарифами на высокоскоростное безлимитное соединение, которые летом прошлого года снизились примерно до 500–600 руб.

С вступлением в силу нового закона «О связи» совпала активизация на Северо-Западе России компании «Северо-Западный Телеком» (СЗТ), которая стал продвигать сервис «Авангард» (доступ к Internet по ADSL). Изначально предполагалось, что вполне приемлемые тарифы на услугу и ее мощная маркетинговая поддержка обеспечат быстрый рост количества подключений. Такого роста удалось добиться: к началу 2007 года у СЗТ насчитывалось 91 тыс. ADSL-абонентов, из которых примерно 80 тыс. появились в 2006 году. Но на этом телефонный монополист останавливаться не намерен. К концу нынешнего года у него, согласно планам, должно быть 180 тыс. ADSL-абонентов в Санкт-Петербурге.

На конец октября СЗТ имел не более 140 тыс. абонентов, поэтому существуют некоторые сомнения, что до Нового года оператор успеет подключить оставшиеся 40 тыс. Тем не менее прорыв на рынке ШПД все же произошел. За короткий срок телефонный оператор Северо-Запада обошел бывшего лидера рынка ADSL-услуг «Вэб Плас», у которого в начале года насчитывалось порядка 40 тыс. подписчиков. По большому счету, противопоставлять эти компании не совсем корректно. СЗТ позволил установить на своих телефонных узлах ADSL-оборудование только «Вэб Плас», своему бывшему (до октября 2007 года) «родственнику». Другие альтернативные операторы (например, Golden Telecom) на такую милость даже не надеются, хотя тоже не отказались бы обслуживать в Санкт-Петербурге десятки тысяч ADSL-абонентов.

Еще несколько лет назад СЗТ не предлагал услуги доступа к Internet. Теперь ситуация изменилась, и в последнее время не случайно ходили слухи о покупке этим монополистом «Вэб Пласа». Оба оператора их категорично опровергали: вероятно, технические преимущества объединения менее значимы, чем политические. Все-таки две компании еще могут считаться конкурентами, а одна — никак. Если суммировать абонентские базы СЗТ и «Вэб Пласа», получится не менее 180 тыс. пользователей ADSL-услуг. У всех остальных провайдеров вряд ли наберется более 10 тыс. подключений.

Прямой доступ к телефонным линиям имеет еще и «ПетерСтар», поскольку тоже является телефонным монополистом. Однако его монополия распространяется лишь на один район Санкт-Петербурга, поэтому он может похвастать не более чем 3–4 тыс. ADSL-абонентов. К концу году их численность увеличится до 5 тыс.

Услуга «Авангард» изменила ситуацию на ШПД-рынке Санкт-Петербурга примерно так же, как сервис «Стрим» — в Москве. Однако петербургские провайдеры широкополосного доступа по-разному воспринимают роль СЗТ. Некоторые считают, что не стоит переоценивать вклад в развитие телефонного монополиста нового закона «О связи», поскольку и без этого «революция назрела». К независимым факторам роста эксперты причисляют распространение моды на рекламу компаний посредством их сайтов, достижение «критического» числа владельцев ПК и активное строительство домовых сетей.

При этом домовых сетей, имеющих более 100 тыс. абонентов, в городе на Неве пока нет, но не исключено, что в ближайшее время они появятся. Лидером по абонентской базе в начале 2007 года была компания InterZet, у которой насчитывалось 25 тыс. абонентов. Она, как и другие крупнейшие операторы Санкт-Петербурга, намерена к концу года более чем удвоить количество клиентов. Некоторые провайдеры заявили даже о планируемом 4–5-кратном росте.

По словам Олега Лебедева, технического директора компании Matrix Network Solutions, сеть которой в начале года занимала среди петербургских домовых сетей второе место, сейчас наиболее острая борьба идет между ADSL- и Ethernet-технологиями. Лебедев уверен, что в долгосрочной перспективе победа будет за Ethernet, которую предпочитают провайдеры домовых сетей. «Количество домохозяйств, подключенных к Internet по каналам Ethernet, уже больше числа домашних ADSL-абонентов», — утверждает он. С учетом информации, полученной из других источников, его оценки кажутся вполне реалистичными.

ТВ-кабель против меди

С тем, что противостояние на рынке ШПД ограничивается лишь сетями ADSL и Ethernet, не согласны руководители «Телекомпании Санкт-Петербургское кабельное телевидение» (ТКТ). Они считают основным конкурентом СЗТ свою фирму и имеют для этого определенные основания. ТКТ, образованная на базе городской антенной службы Санкт-Петербурга, во второй половине 2006 года стала заметна как Internet-провайдер. Она предлагает услугу доступа к Internet по каналам кабельного телевидения под маркой «Твой Интернет», а ее сеть охватывает примерно 1,5 млн из 1,8 млн петербургских домохозяйств.

Сейчас только каждый второй получатель ТВ-сигнала от ТКТ технически может подключиться к Internet. Однако нельзя не учитывать, что этот оператор имеет прямой выход на подавляющее большинство жителей города и хорошие возможности наращивания своей абонентской базы. Кроме того, идет активная модернизация его сети. К сентябрю 2007 года услугой «Твой Интернет» пользовались 50 тыс. домовладений. Виктор Пинчук, генеральный директор «Национальных кабельных сетей» (владельца ТКТ), пообещал появление 60-тысячного абонента в октябре-ноябре, а 100-тысячного — весной следующего года. Напомним: в начале 2007 года у ТКТ было всего 20 тыс. абонентов широкополосного доступа.

В Санкт-Петербурге давно действуют и другие операторы кабельного ТВ, предоставляющие доступ к Internet, но они даже в совокупности не достигли тех масштабов бизнеса, которые имеет ТКТ. Есть и провайдеры, которые по разным причинам не ожидают массового спроса на свои услуги. Они либо предлагают пакетное обслуживание (ТВ, цифровая телефония, Internet-канал с мегабитными скоростями), пока доступное только людям с относительно высоким достатком, либо используют для подключения столь «экзотические» технологии, как RadioEthernet.

Разрыв сокращается

В общей сложности количество петербургских домохозяйств, подключенных к Internet по выделенным каналам, составляет не менее 450 тыс. Это — очень консервативная оценка, и при нынешней динамике рынка спустя несколько месяцев она перестанет соответствовать действительности. Так или иначе, об охвате «выделенкой» примерно 20% петербургских домохозяйств можно говорить смело.

Большинство провайдеров измеряют абонентскую базу по количеству новых подключений, «забывая» о покинувших их сети пользователях. Правда, переходы к конкурентам вряд ли значимы на фоне общего роста подключений, и провайдеры ШПД, в основном, борются за тех абонентов, которые прежде пользовались dial-up-доступом или вообще не имели возможности выхода в Internet из дома. Любая крупная компания не преминула бы похвастать массовым переходом к ней клиентов, но таких заявлений пока никто не делал. В некоторых случаях для прямой конкуренции вообще нет оснований, поскольку значительная часть петербургских домохозяйств не имеет возможности альтернативного подключения: можно получить широкополосный доступ только по одной из технологий (ADSL, КТВ или Ethernet) и нередко — только с помощью одного оператора. Возможно, провайдеры переориентируются на модель удержания и переманивания пользователей с 2008 года, когда пересечение сетей станет существенным, а темпы прироста новых абонентов замедлятся.

С тем, что пик подключений к «выделенке» в Санкт-Петербурге придется на 2007 год, в большей или меньшей степени согласны все участники рынка. «Критическим для бизнеса домовых сетей является именно этот год. Кто успеет опередить конкурентов в охвате города своей сетью, тот и получит лучшие шансы для сохранения лидерства на рынке, — считает Дмитрий Анчунов, руководитель проекта InterZet компании Z-Telecom. — В следующем году темпы прироста стабилизируются, и малые фирмы уже не смогут удерживать свои позиции на рынке. Начало жесткой конкуренции за пользователей ознаменует банкротство аутсайдеров».

Пинчук допускает, что рекордное количество подключений придется именно на 2007 год, но не согласен с тем, что темпы прироста существенно снизятся. Для ТКТ они должны сохраниться на прежнем уровне, считает он. «Санкт-Петербургу еще далеко до экономически развитых стран, в которых до 80% домохозяйств пользуются высокоскоростным доступом к Сети. По крайней мере, в ближайшие два года рост рынка по-прежнему будет бурным», — уверен Пинчук.

На самом деле до экономически развитых стран нам осталось не так много, как казалось всего пару лет назад: при сохранении темпов роста на уровне 2007 года нынешний разрыв может быть преодолен за пару лет. Однако компьютерами сейчас владеет не больше половины домохозяйств Санкт-Петербурга, а какая-то часть владельцев ПК сохранит верность коммутируемому доступу или вовсе не станет подключаться к Internet. Таким образом, источник бурного перехода пользователей на «выделенку» постепенно иссякает. В ближайшие годы динамика рынка будет в большей степени зависеть от роста компьютерного парка и численности всех пользователей Internet. Таковых в Санкт-Петербурге, по данным администрации города, насчитывается около 1 млн человек (пятая часть всех жителей). Число компьютеров и Internet-пользователей растет не более чем на 20% в год.

Олег Попов, коммерческий директор «Северо-Западного Телекома», считает, что к концу 2010 года уровень проникновения услуг широкополосного доступа в Северной столице превысит 55%, а во всем Северо-Западном регионе достигнет 37%. К концу 2007 года среднерегиональный показатель должен, по его мнению, составить 16,8%. Отставание небольших городов Северо-Запада от Санкт-Петербурга, где отмечается 20–25-процентное проникновение, уже сейчас не кажется пропастью и, скорее всего, будет сокращаться.

Приемлемая скорость

Виктор Пинчук: «Бурный рост рынка ШПД в ближайшие два года сохранится, так как Санкт-Петербургу еще далеко до экономически развитых стран»Неминуемое насыщение рынка высокоскоростного доступа к Internet свидетельствует о том, что в 2008 году на авансцену выйдут другие тенденции. Например, важнее станет не увеличение абонентской базы, а удержание имеющихся клиентов.

Провайдеры надеются, что конкурентная борьба будет идти без ценового демпинга. Тарифы и так вполне приемлемы для большинства пользователей (если брать в расчет не самые высокие скорости). Скажем, большинство компаний предлагают безлимитный доступ по каналу 128 Кбит/с за 250–400 руб. в месяц.

Другое дело, приемлема ли эта скорость. На такой вопрос пока нет однозначного ответа, хотя пользователи желают ускорить свой доступ к Internet. Если минувшей весной наиболее популярной пропускной способностью канала подключения была 128 Кбит/с, то к осени — уже 256 Кбит/с. Однако переход на большую скорость чаще всего происходит автоматически: поскольку абонентская плата остается неизменной, клиенты, не проявляя личной инициативы, начинают пользоваться более быстрым Internet.

Закономерно, что в СЗТ ожидают сокращения ARPU по DSL-услугам в 2007–2008 годах. В начале 2007 года этот показатель у СЗТ и ТКТ составлял примерно 475 руб.

Пинчук не возражает против повышения скорости доступа, но жесткую ценовую конкуренцию считает вредной. Дальнейшее снижение цен, по его мнению, может привести к уменьшению инвестиционной привлекательности отрасли. А это обусловит замедление развития сетей и введения дополнительных услуг. Однако пока нет даже намека на сокращение инвестиций в развертывание широкополосных сервисов. Лидер рынка СЗТ намерен вложить в свой ADSL-проект почти 1 млрд руб., хотя в 2006 году значение этого показателя составило 650 млн руб.

Интерес к домовым сетям

Не исключено, что СЗТ станет вкладывать средства в создание или покупку домовых сетей — такая возможность рассматривается. «Вэб Плас», теснимый на рынке ADSL более богатым «родственником», уже вынужден перейти к такой тактике. Прошлой осенью он начал строить свою домовую сеть и к концу 2007 года планирует на порядок увеличить число охваченных домов.

Не стал изобретать велосипед и «ПетерСтар». Оператор попытался объединить имеющиеся домовые сети под своим брендом и задействовать собственные магистральные каналы, охватывающие весь город. Однако что-то не сложилось (конкретных объяснений компания не дает), и «ПетерСтар» около года назад приступил к строительству домовых сетей «с нуля».

Если «ПетерСтар» и «Вэб Плас» давно обслуживают массового клиента, то оператор связи «Метроком» этого никогда не делал. Его клиентами являются другие операторы связи, крупные предприятия и государственные структуры. Тем не менее руководство «Метрокома» тоже посчитало привлекательными вложения в собственную домовую сеть, строительство которой началось в декабре 2006 года.

Названные три компании не претендуют на лидерство в новой для них области, но их мощи должно хватить для создания вполне конкурентоспособных домовых сетей. Кроме того, финансовых ресурсов хватит и на скупку «готовых» сетей, которых в Санкт-Петербурге не меньше сотни. Очевидно, количество провайдеров «районного значения» будет сокращаться, и концентрация рынка уже началась. «Крупные сети растут быстрее, у них больше возможностей для реинвестиций и привлечения грамотных специалистов», — заявляет Дмитрий Анчунов. К консолидации ведет и добровольное объединение сетей. Как правило, оно происходит поэтапно: сначала интегрируют биллинг и инфраструктуру, а потом и весь бизнес.

Олег Лебедев считает, что выживут только сильнейшие провайдеры, каждый из которых способен охватить весь город. У жителей любого дома должна быть возможность пользоваться услугами двух-трех домовых сетей, говорит он. По информации Анчунова, средний показатель подключения квартир, охваченных домовыми сетями, увеличится в 2007 году примерно в два раза и достигнет 30–50%. ADSL и доступ по каналам кабельного ТВ, считают сторонники технологии Ethernet, будет доминировать только в тех районах, в которых масштабное строительство домовых сетей невозможно.

Не только в Internet

Трудно отрицать, что при возможности подключиться к домовой сети с качественным обслуживанием абонент в большинстве случаев вряд ли предпочтет ADSL или доступ по каналам кабельного ТВ. Возможность бесплатного обмена файлами (в том числе фильмами и музыкой) является серьезным аргументом в пользу домовых сетей.

Провайдеры, делающие ставку на ADSL или КТВ, могут сохранить клиентов благодаря более низким ценам, в том числе специальным тарифам при пакетных предложениях услуг. Их «плюс» — и нежелание части пользователей менять поставщика услуг, поскольку это требует определенных временных и денежных затрат.

Провайдеры ADSL-доступа пытаются чем-то быть похожими на поставщиков услуг домовых сетей. В сентябре 2007 года «Вэб Плас» запустил сервис ускоренного обмена файлами. СЗТ ввела для пользователей услуги «Авангард» дополнительные бесплатные сервисы «Сетевые игры», «Мои фото», «Мои файлы», «Мой журнал». Независимо от выбранного абонентом тарифного плана ему предоставляется возможность играть, обмениваться файлами, публиковать фотографии и заметки на скорости до 1 Мбит/с. По информации пресс-службы СЗТ, к дополнительным сервисами регулярно прибегают 25% пользователей «Авангарда».

Кроме того, СЗТ собирается развивать услуги, спрос на которые может оказаться массовым только в отдаленном будущем. «Мы готовимся к коммерческому запуску услуги интерактивного телевидения, которая включает в себя возможности просмотра большого количества телевизионных каналов и получения видео по запросу», — сообщил Олег Попов.

Аналогичные планы вынашивает ТКТ, хотя деталей не раскрывает. А компания «Элтел», которая построила одну из крупнейших в Санкт-Петербурге домовых сетей, опередила как СЗТ, так и ТКТ. Ее услугой IPTV абоненты пользуются в тестовом режиме с прошлого года.

Грядущие альтернативы

Перспектив массового применения беспроводных технологий для организации доступа домохозяйств к Internet участники рынка пока не видят. «Вэб Плас» предлагает услугу «Домашний Wi-Fi», но она рассчитана на узкий круг клиентов: зона охвата сети — небольшая, и далеко не всем клиентам эта услуга нужна. О грандиозных планах развития данной технологии компания не сообщает.

Константин Никитин, руководитель отдела по работе с жилым сектором «Квантума» (торговая марка «Простор»), считает, что подключение домов и микрорайонов по технологии Wi-Fi ограничивается действующим законодательством. По его мнению, с учетом соотношения цена/качество оптимальным способом является оптоволоконное подключение домохозяйств и предоставление доступа по технологии RadioEthernet. Существенное ее преимущество — возможность подключения практически любого дома в любом районе города.

Лидеры петербургского рынка услуг высокоскоростного доступа не считают беспроводные технологии серьезной альтернативой ADSL, Ethernet или кабельного ТВ. Скорее, они готовы рассматривать Wi-Fi как полезное дополнение в тех случаях, когда абонент нуждается в доступе к Internet вне дома. В большей степени альтернативой «чистому» ШПД могут быть сервисы Triple Play (доступ к Internet, телевидение и телефония). Их в городе на Неве предоставляют сразу несколько операторов связи. Пока «тройная» услуга ориентирована лишь на элитное жилье, но не так давно и dial-up был доступен не всем желающим, а самая медленная «выделенка» считалась роскошью.