Мобильные устройства становятся интеллектуальными клиентами приложений, способными локально получать и хранить информацию, а также обмениваться ею с компанией при наличии средств связи.

Мобильные устройства — не игрушки

Корпоративным ИТ-администраторам нужно усвоить: мобильные телефоны перестали быть игрушкой в руках менеджеров и средством, помогающим всегда «быть на связи». Они превратились в инструменты повышения производительности труда. Теперь, заявляет технический директор лондонского офиса PSM Mobility Стив МакКорри, необходимо развивать сервисные приложения для «синих воротничков». «Каждое утро сотрудники, добравшись до офиса, получают задания от начальства, — говорит МакКорри. — В конце дня они отправляются туда же сдавать заполненные бумажные формы. Следуя до офиса и обратно, они не работают, т.е. ничего не производят».

PSM Mobility — реселлер мобильных телефонов, преимущественно устройств Symbol на платформе Windows Mobile. Его клиентами являются компании, занимающиеся пуско-наладочными работами. PSM Mobility начал продавать оборудование, когда приступил к развитию частных приложений для клиентов. Им, как правило, необходимы продукты, автоматизирующие обмен указаниями между диспетчерами и мобильными работниками, чтобы те могли эффективно распределять рабочее время. Устройство обычно представляет собой беспроводной телефон повышенной прочности, который можно подсоединять к корпоративному диспетчерскому приложению через безопасный Internet-канал. Благодаря ему диспетчер перенаправляет обслуживающий персонал из одного места в другое несколько раз в течение дня. Уже само повышение производительности труда оправдывает расходы на покупку таких устройств.

Не повторяйте ошибки компьютерной революции

ИТ-персонал не хочет повторять ошибки, сделанные во время революции ПК. Мобильные устройства не должны становиться крохотными островами автоматизации с минимальной способностью к подключению. Спустя 25 лет после появления первого ПК многие компании все еще упорно пытаются перетаскивать жизненно важные для них данные из файлов электронных таблиц в сетевые приложения. Однако простой доступ к приложениям, хранящимся на корпоративном сервере, с использованием Web-браузера не является достаточным.

ИТ-службы не могут гарантировать универсальную возможность подключения пользователя с мультистандартными устройствами (Wi-Fi и GSM/3G) в любой точке мира. Устройство должно хранить и обрабатывать данные локально (на тот случай, если связь с офисом оборвется) и синхронизировать их с сервером, когда связь восстанавливается. Ни автономный режим, ни браузерный доступ не обеспечивают той гибкости, которая необходима удаленно работающим пользователям.

Еще одним ключом к развертыванию производительных гибких клиентских приложений на беспроводных устройствах, по словам МакКорри, является микропрограммное обеспечение (middleware), такое как платформа Agentry фирмы Syclo LLC. Например, один из клиентов PSM Mobility установил тысячи ПК на рабочих местах. Ему потребовалось мобильное приложение управления активами для отслеживания оборудования и ПО, установленного в его компании и у партнеров. Сложность заключается в том, что клиент PSM Mobility работает с самыми разными организациями — от коммерческих банков, которым необходимо четкое ведение баланса активов, до небольших офисов. В результате параметры отчетов различаются, причем иногда заказчик может изменить требования к данным уже в процессе работы.

«Приложения для портативных устройств являются не очень гибкими, поэтому обеспечить соответствующие изменения системы очень сложно», — говорит МакКорри. РСМ решила использовать ПО Agentry для проектирования легко настраиваемого внешнего интерфейса на портативном устройстве, соединенном с базой данных через беспроводную сеть.

Другой заказчик предоставляет услуги уборки офисных помещений. Изначально он обратился к РСМ для разработки мобильной системы контроля и начисления стоимости работ обслуживающих бригад. «Один из его клиентов пожаловался на то, что уборщики проводят недостаточно времени на объекте, — говорит МакКорри. — Проблема заключалась в том, чтобы доказать, кто и где находится в конкретное время». Ответом стало беспроводное устройство со встроенным GPS-модулем Symbol MC70. А в портфеле Syclo появился прекрасный инструмент, который позволяет получать GPS-координаты мобильного терминала с временной отметкой, подтверждающей нахождение работника на заданном объекте.

Особые возможности портативных устройств

Равно как у ПК есть типичная сфера применения, которая отличает их от серверов, так и портативные устройства представляют собой класс компьютерного оборудования с уникальными характеристикам. Их работа основана преимущественно на определении местоположения. В частности, портативные устройства можно использовать для получения информации о местонахождении рабочей группы в заданное время, о проводимых ею работах (включая сканирование штрих-кодов на оборудовании) и сбора электронных подписей клиентов, подтверждающих выполнение заданий.

Больше нагрузки для интеллектуальных устройств

Как только у компаний появляются подобные устройства, возникает потребность в большем количестве приложений. Выезжающему по заявкам персоналу часто приходится отслеживать расходы топлива и километраж. Почему бы не создать приложение, которое позволяет фиксировать эти данные и передавать их автоматически на учетные системы в офисе?

Кроме того, «полевым» работникам часто приходится носить с собой тяжелые руководства по сервисному обслуживанию. Если перевести их в цифровой формат и записать в память устройства, компания избавится от необходимости распечатывать и раздавать бумажные копии. В цифровом виде легко изменять тексты документов, с тем чтобы каждый сотрудник располагал актуальной версией. Он всегда будет иметь нужную информацию под рукой, что избавит от бесконечного поиска данных в огромных печатных копиях и ненужной траты времени. Выбирая устройство, думайте о том, как расширить сферу его использования.

Учитывайте время работы батареи

Для оборудования, используемого при выездном обслуживании, крайне важна энергетическая емкость аккумулятора, который невозможно подзарядить в течение дня. Очевидно, что устройство, батарейка которого садится через несколько часов, малопригодно для мобильных работников. Именно по этой причине планшеты, имеющие большие экраны и работающие автономно 3-4 часа, — далеко не лучший выбор. «Время работы устройств без подзарядки с годами значительно увеличилось, — говорит МакКорни, — но количество периферийных устройств, которые потребляют энергию аккумулятора, тоже возросло».

По его словам, оптимальным выходом является создание низкоуровневого программного обеспечения, управляющего активными элементами устройства и оптимизирующего расход емкости батареи. С постоянно включенными функциями Wi-Fi, Bluetooth и ИК-портом батарея может питать устройство не больше 3 ч. Но регулируя алгоритмы выключения «потребителей» энергии на то время, когда они не нужны, можно существенно увеличить срок автономной работы. Например, Wi-Fi и режим сотовой связи стоит активировать лишь тогда, когда распоряжение выполнено и готово к отправке, а включать ИК-порт — когда открыто приложение для сканирования штрих-кода.

Портативные устройства получают все большее распространение. Увеличение возможностей «компьютерного интеллекта» обеспечивает при выполнении операций такую производительность, которую раньше не имели пользователи настольных компьютеров. Сегодня это может стать конкурентным преимуществом для компаний, которые стремятся повысить эффективность труда и снизить издержки. А завтра превратится в насущную необходимость, особенно в тех сферах, где занято много мобильных сотрудников. И те, кто начнут использовать подобные устройства позже, рискуют отстать от конкурентов.