Исследовательская группа Aberdeen в ноябре-декабре прошлого года обобщила результаты опроса более 150 предприятий — преимущественно из Северной Америки и Европы. Опрос был посвящен причинам внедрения приложений, основанных на мобильном обмене сообщениями, а также ожиданиям от таких проектов и проблемам использования мобильных коммуникаций.

Респондентами стали фирмы из многих отраслей промышленности, сильно различающиеся по размеру бизнеса (от мультинациональных корпораций с годовым оборотом свыше 1 млрд долл. до типичных представителей сферы SMB). Как выяснилось, переход к технологиям мобильных коммуникаций для всех этих компаний одинаково актуален.

Аналитики Aberdeen выделили пять групп решений, основанных на мобильной передаче сообщений: электронная почта с автоматической доставкой писем (Push e-mail), мгновенный обмен сообщениями с контролем над присутствием (Mobile IM), корпоративные сервисы SMS и аналогичные услуги MMS, голосовые системы Mobile VoIP. На момент опроса первая группа решений оказалась самой востребованной. Сервисы Push e-mail внедрили 63% лидеров индустрии и 62% других респондентов. Далее следовали (в порядке убывания популярности для обеих групп) сервисы Enterprise SMS, Mobile VoIP, Mobile IM и Enterprise MMS. Системы мобильной передачи голоса по IP в ближайшее время собирались внедрить наибольшее число компаний (26%), а в пользу внедрения корпоративной службы MMS высказалась наименьшая доля опрошенных (7%).

Указанные предприятиями пять ключевых «драйверов» мобильности бизнеса не стали неожиданностью. Это — более оперативное реагирование на события, улучшение взаимодействия внутри коллектива, ускорение принятия управленческих решений, повышение операционной эффективности и увеличение объема потребительской выручки. Респонденты подчеркнули, что для повышения эффективности мобильных коммуникаций предприятиям нужно решить ряд технологических задач. В их числе — обязательное внедрение приложения Push e-mail, организация скоростного мобильного доступа к Internet, объединение всех применяемых платформ обмена сообщениями, интеграция средств мобильных коммуникаций с IP-УАТС и системами класса CRM.

В зависимости от позиции предприятия на рынке сильно разнится степень проникновения систем Mobile Messaging в те или иные структурные департаменты. У аутсайдеров рынка использование мобильных коммуникаций — прерогатива сотрудников ИТ-службы. У отраслевых лидеров эти технологии чаще всего применяются для поддержания взаимодействия с клиентами. А у «середняков» такие приложения активнее других задействуют департаменты продаж.

Развитие технологий мобильного общения бросает новые вызовы корпоративным ИТ-службам. В первую очередь, опрошенные назвали необходимость принятия адекватных мер для обеспечения информационной безопасности (55%). На втором месте — проблема интероперабельности решений (47%), на третьем — бизнес-обоснованность их внедрения (43%). Затем следует фактор стоимости проекта (42%), а замыкает пятерку «вызовов» необходимость оценки возврата инвестиций (31%). В ответ на некоторые из проблем аналитики из Aberdeen рекомендуют предприятиям развертывать системы централизованного управления мобильными устройствами и приложениями. Такой подход разделяют большинство компаний-лидеров, а вот «середняки» и аутсайдеры отдают предпочтение одноранговой (ad-hoc) архитектуре мобильности и не торопятся брать процесс «мобилизации» бизнеса под свой контроль.