В то время как русскоязычная зона Internet лишь приступила к активному развитию «классических» виртуальных дневников типа LiveJournal, весь мир давно обменивается не только текстовыми файлами и изображениями, но и аудио- и видеоконтентом. Продвинутым пользователям Паутины понятия «видеошеринг» и «видеоблоггинг» знакомы еще с 2003 года благодаря одноранговым ресурсам Revver, Clipshack и YouTube.

Последний из проектов обошел по популярности всех конкурентов, включая социальную сеть MySpace. Владельцы ресурса видят причину этого в удобстве портала и разнообразии представленной на нем видеопродукции. Здесь располагаются музыкальные клипы, репортажи известных журналистов, любительские съемки, видеоконтент разной тематики и направленности. Пользователи могут загружать видео в таких распространенных форматах, как .mpeg и .avi. После конвертации во Flash-видео файлы становятся доступными для просмотра в режиме on-line. Возможности YouTube не позволяют сохранять скачанное видео на компьютерах пользователей, но эта операция доступна при помощи сторонних приложений (SaveTube) и расширений браузера (UnPlug или VideoDownloader для FireFox). В Сети есть и специальные ресурсы, позволяющие загружать и сохранять ролики с этого сайта.

С учетом популярности ресурса YouTube неудивительно, что его деятельность не обходится без скандалов. Основные претензии касаются авторских прав на контент, размещенный на страницах портала, и его непосредственное содержание. Не раз он и подобные ему «видеоблоги» (Sharkle, Daily Motion, vSocial и др.) обвинялись в пропаганде насилия. На YouTube в достатке представлены любительские съемки драк, нападений и чрезвычайных происшествий. В ответ на обвинения представители корпорации Google, которой принадлежит портал, заявляют о праве авторов на самовыражение и подчеркивают, что посетители могут блокировать определенные ролики с помощью функции «сообщить о чрезмерно жестоком видео».

Иногда желание прославиться оборачивается для пользователей ресурса проблемами. Например, один молодой человек из Норвегии разместил на YouTube ролик, на котором было запечатлено значительное превышение скорости его автомобилем. Видеофрагмент позволял определить не только марку и цвет машины, но даже ее номера, что стало основанием для ареста незадачливого автора.

Проблемы, связанные с содержанием контента, у YouTube возникают постоянно. Руководителям портала приходится регулярно расправляться как с мелкими неприятностями, так и с серьезными претензиями. Например, в октябре 2006 года их обвинили в размещении на YouTube антиамериканского видео. Самым заметным стал иск медиахолдинга Viacom Incorporation, владеющего MTV, о незаконном размещении примерно 160 тыс. принадлежащих ему видеороликов. Компания оценила ущерб от деятельности развлекательного ресурса в 1 млрд долл. Менее значительные претензии возникали у телерадиовещательной корпорации BBC, Академии кинематографических искусств и наук США, других организаций.

Руководство Google решило положить конец нападкам, полностью легализовав функционирование YouTube. Весной на портале было решено ввести новую систему контроля над контентом Claim Your Content («Требуйте свой контент»). С ее помощью профессиональные производители аудио- и видеопродукции смогут автоматически идентифицировать защищенные авторским правом файлы, размещенные на YouTube. Правообладатели получат возможность удалять пиратский контент или требовать отчисления части доходов, полученных от его просмотра. Кроме того, Google подписала соглашения о сотрудничестве с известными поставщиками контента BBC, NBC, Reuters, Al Jazeera, Russia Today и с звукозаписывающей фирмой EMI Music. Их продукция будет размещаться на портале на легальных основаниях.

Успех YouTube не дает покоя другим фигурантам. Недавно несколько крупных американских игроков, включая News Corporation, NBC Universal, Yahoo!, MSN, AOL и MySpace, объединили усилия для создания в Сети онлайнового сервиса, аналогичного YouTube. Планируется, что видеоконтент для проекта будут предоставлять 12 социальных сетей и две крупнейшие киностудии. Организаторы рассчитывают, что новым сервисом будут пользоваться 96% американской Internet-аудитории.

Юлия Кольдичева, независимый автор, koldicheva@mail.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями