Современным путешественникам помогают не заблудиться в лесу или городских «каменных джунглях» вовсе не компасы, а устройства спутниковой навигации.

Такие приборы способны устанавливать текущее местонахождение пользователя и отображать его на электронной карте местности. В России персональные навигационные устройства начали массово распространяться лишь несколько лет назад, а прежде их ввозили исключительно по «серым» каналам. Одна из причин заключалась в том, что наше законодательство не разрешало «гражданским» пользователям определять координаты объектов с точностью более 30 м, тогда как персональные GPS-приемники обеспечивали точность позиционирования до 5 м.

Правда, технологии спутниковой навигации просачивались в Россию и вполне легально. В автомобилях престижных марок модули GPS использовались как элементы противоугонной системы, без которой было бы проблематично застраховать дорогое авто. Можно вспомнить и серию нашумевших «шпионских» скандалов с инженерами зарубежных телекоммуникационных производителей, которые помогали нашим сотовым операторам развертывать инфраструктуру сетей связи второго поколения. Отечественные спецслужбы подозревали их в шпионаже, поскольку те с помощью аппаратуры GPS пытались привязать базовые станции сотовой связи к карте местности.

Устаревшие законы долгое время сдерживали распространение средств мобильной спутниковой навигации гражданского назначения, хотя было очевидно, что польза от них превышает возможные риски. Благодаря подобным системам, предупреждающим водителей о дорожных заторах и предлагающим оптимальные пути движения транспорта, за рубежом давно и успешно борются с пробками в крупных городах. Другая область, в которой незаменимы технологии мобильной навигации, — это оптимизация работы экстренных и логистических служб, транспортных компаний. Зная в любой момент текущее расположение дежурных бригад спасателей, диспетчер направит к месту происшествия именно те команды, которые находятся к нему ближе всего. А в таких ситуациях каждая сэкономленная минута может означать чью-то спасенную жизнь. Добавим сюда оперативный контроль над движением грузов и мы получим далеко не полный перечень возможностей таких систем.

На пороге новой революции

Хоть и с опозданием, российские власти все же дали зеленый свет развитию мобильной спутниковой навигации. Правительство не только признало целесообразность использования систем спутникового позиционирования в гражданском секторе, но и решило создать достойную альтернативу американской системе GPS. На ее роль претендует отечественная система ГЛОНАСС, развитие которой получило статус федеральной целевой программы. Одновременно в Россию мощным потоком хлынули новейшие мобильные телефоны и коммуникаторы, оснащенные встроенными модулями GPS, в результате чего технологии навигации стали доступны массовому пользователю. Чтобы устранить зависимость потребителей от американской навигационной системы, часть бюджета, выделенного на развитие ГЛОНАСС, решено направить на организацию массового производства мультистандартных приемников ГЛОНАСС/GPS. Их первые промышленные экземпляры должны появиться в начале следующего года.

Именно смартфоны и коммуникаторы должны осуществить глобальную революцию в области использования систем спутникового позиционирования. По оценкам Telematics Research Group, в 2010 году мировой рынок навигационных систем, встроенных в персональные средства связи, превысит 70 млн устройств. А объем продаж автономных устройств спутниковой навигации (PND и встроенных в автомобили) достигнет только 20 млн единиц. Согласно другим аналитическим источникам, владельцев сотовых телефонов сейчас изо всех дополнительных функций более всего интересуют средства спутниковой навигации.

Видя эту тенденцию, разработчики и поставщики телекоммуникационных услуг сосредоточили силы на создании продуктов и приложений, основанных на определении местонахождения абонента. Они создают средства мобильного поиска, «привязанного» к карте местности, занимаются локализованными рекламными и информационными сервисами (LBS). Однако основным элементом, без которого ни одна из перечисленных услуг не начнет работать по-настоящему, являются электронные навигационные карты. Они включают в себя адаптированное к требованиям мобильных пользователей изображение местности (наподобие карт для геоинформационных систем) и базы данных объектов, категоризированные по группам (Point Of Interest, POI) — магазины, театры, рестораны, аптеки, больницы, банки и т.д.

Навигационные карты радикально отличаются от обычных топографических, а главным их потребительским свойством является актуальность информации. Сведения карт и POI необходимо актуализировать раз в месяц или в неделю, а еще лучше — по мере внесения изменений в исходные геоинформационные системы.

В 2006 году Frost&Sullivan провела среди европейских потребителей исследование на тему, как часто они хотели бы получать обновления навигационных карт и POI. Многие опрошенные (39,8%) высказались за автоматическое обновление данных в режиме реального времени. Более 20% респондентов готовы платить сервис-провайдеру 15–20 евро в месяц за предоставление такой услуги.

Архитектура решения для «off-board навигации»

Навигация «на борту»

Модель услуг автоматического обновления картографической информации и предоставления соответствующих навигационных приложений только-только начинает выкристаллизовываться в сознании сервис-провайдеров и операторов связи. До сих пор сервисы типа LBS действовали отдельно от навигационных систем. Пользователи были вынуждены сами добывать и устанавливать на своих терминалах электронные карты, находя их в Internet или у продавцов контрафактного ПО. В результате страдали не только потребители, покупавшие «кота в мешке», но и законные владельцы авторских прав на картографические данные. Зачастую неадаптированные электронные карты занимали очень много памяти мобильных устройств, снижали их производительность и становились причинами сбоев приложений.

Такой способ мобильной спутниковой навигации, который требует предварительной загрузки на терминалы довольно большого объема картографической информации, не связанной с геоинформационными системами, специалисты называют «оn-board навигацией». В России она получила наибольшую популярность у автолюбителей, которые уже несколько лет активно оснащают свои машины устройствами Garmin, не имеющими иных коммуникационных возможностей, кроме приема сигналов GPS. По сути, «оn-board навигацию» можно назвать и «оff-line навигацией».

В противоположность этому способу на отечественном рынке появляются первые решения для «оff-board навигации». Они позволяют пользователям спутниковых средств навигации всегда оставаться на связи с центральным сервером, где хранятся и постоянно обновляются геоданные. На абонентский терминал по беспроводной сети в любой момент могут быть загружены требуемые карты и POI, так что пользователю не нужно хранить весь объем информации локально, в памяти персонального навигатора. Естественно, навигаторы должны располагать не только GPS- или ГЛОНАСС-приемниками, но и модулями беспроводного Internet (GPRS/EDGE, UMTS или WiMAX). Как видите, к такой технологии хорошо подходит термин «оn-line навигация».

Пионером «оff-board навигации» в нашей стране стала московская фирма «Телепроводник», недавно запустившая услуги телематической навигации в режиме реального времени. Ее продукты предназначены как массовым потребителям, так и профессиональному рынку b2b, но большинство из них пока находятся в стадии разработки и тестирования.

Первое решение «Телепроводника», помогающее водителям ориентироваться на московских дорогах, уже готово к запуску в коммерческую эксплуатацию. Пользоваться им чрезвычайно просто: нужно ввести на смартфоне или КПК адреса пунктов отправления и назначения, и через несколько секунд центральный сервер отправит на абонентский терминал несколько вариантов маршрутов — минимальный по затрачиваемому времени или по протяженности. Поддерживается голосовой интерфейс, поэтому водителю не нужно отвлекаться от дороги, чтобы сверять свое движение с навигационной картой. Система способна подсказывать голосом, что через столько-то метров необходимо повернуть направо или налево, благодаря чему водитель успевает заранее перестроиться в нужный ряд и подготовиться к повороту.

Свои продукты и услуги «Телепроводник» разрабатывает, опираясь на передовой зарубежный опыт. Поставщиками лицензионной картографической информации для серверов геоданных «Телепроводника» являются международная компания Navteq и российская «ТелеАтлас». Программное обеспечение для пользовательских устройств, включая голосовой интерфейс, написано французской фирмой Webraska.

В ближайшем будущем российская компания планирует интегрировать свой сервис навигации по городской карте с системой оповещения о дорожных пробках. Кроме того, «Телепроводник» готовит к вводу в эксплуатацию услугу, повышающую удобство пользования навигационной системой. Загружать маршруты в приложение можно будет через SMS. Для этого понадобится звонить в Call-центр и указывать конечные пункты поездок.

«On-board», или «off-line навигация»

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями