Компания Google представила на российском рынке очередной мобильный сервис - карты Google для коммуникаторов и мобильных телефонов. Анонсированные в качестве новинок на первом «Дне разработчика Google» в Москве в конце мая этого года (см. «Сети» N9, 2007г., статья «Карты правду говорят»), мобильные карты Google уже в начале августа стали доступны российским пользователям.

Передача на мобильные терминалы картографической информации стала пятым по счету мобильным сервисом онлайнового гиганта, развернутым в России. Раньше Google реализовал такие мобильные приложения, как поиск информации в Internet; доступ к электронной почте Gmail; календарь, синхронизирующийся с классическим сервисом для ПК; новости, аккумулированные из множества разных источников.

Причины появления мобильных сервисов Google понятны. Выход в Сеть с помощью мобильных телефонов становится обычным явлением, но доступ к обычным Web-сайтам не всегда удобен (невысокая скорость соединения плюс маленький размер экрана). Выход из этой ситуации – создание «облегченных» мобильных версий известных Web-сервисов или ресурсов.

Сегодня мобильные сервисы Google можно условно разделить на две группы. Сервисы первой группы (поиск, новости и календарь) представляют собой обычные ресурсы портала Google, оптимизированные для мобильных устройств. Они отображаются на экранах с небольшим разрешением, имеют специфический интерфейс и генерируют минимум трафика. Все эти сервисы имеют специальную WAP-версию, предназначенную для телефонов, не поддерживающих «полноценный» Internet.

Для работы со второй группой сервисов (мобильная почта и карты Google) требуется не только доступ к Internet, но и специальная java-программа на клиентском устройстве. Теоретически, эти сервисы можно было бы реализовать и без клиентской программы, но при этом пострадало бы их удобство. Фактически, java-клиенты предоставляют пользователю удобную среду, которую невозможно построить в рамках обычных браузеров и протокола HTTP. К тому же, обе клиентские программы построены на открытой платформе, а значит они поддерживаются на абсолютном большинстве современных телефонов и КПК.

Карты Google представляют собой модификацию известного геоинформационного сервиса Google Maps, адаптированного в соответствии с особенностями работы мобильных устройств. Пользователь может видеть на экране телефона как карту местности, так и привязанные у ней растровые изображения (спутниковые либо аэрофотоснимки), произвольно выбирать масштаб изображения и отображаемую область. В случае наличия в мобильном устройстве GPS-приемника возможно настроить автоматическое отображение местности, на которой находится пользователь. При его движении карта будет автоматически смещаться в нужную сторону, чтобы всегда показывать текущее местоположение абонента. Важной особенностью сервиса Google является наличие в нем навигационных функций, а также адресного поиска.

Мобильная версия Google Maps позволяет производить поиск объектов, определять маршрут движения до заданной точки, загружать на устройство фотографии, сделанные со спутника. При прокладке маршрута необходимо задать начальную и конечную точки, а затем уже между ними определяются точки смены направления движения.

По словам директора российского офиса Google по маркетингу Константина Кузьмина, детальные карты доступны для более чем двух десятков крупнейших российских городов. Однако прокладка оптимального маршрута возможна в настоящее время только в пределах Москвы и Московской области.

Как отметил менеджер продуктов Google Максим Азаров, компания пока не собирается зарабатывать серьезных денег на мобильных сервисах: «На нынешнем этапе мы строим некую основу, которая рано или поздно сама себя окупит. В то же время, уже сейчас клиенты могут заказать контекстную рекламу для мобильного поиска Google, а в скором будущем такая возможность появится и в сервисе мобильных карт».

Идея использования высокодетализированных карт непосредственно в мобильном устройстве, безусловно, привлекательна, особенно во время экскурсий и прогулок по незнакомым местам. К сожалению, в текущей версии программы есть слишком много «белых» пятен. Как уже отмечалось, подробные карты составлены лишь для крупных городов, а многие регионы и страны бывшего СНГ представлены лишь обозначением населенных пунктов и пересекающими их основными транспортными магистралями. Причем иногда названия городов не соответствуют традиционному написанию. Мобильная версия карт пока не поддерживает дополнительных слоев и не обладает интерфейсом для нанесения на них значимых объектов. Загрузка карт всегда производится из Internet – предварительно скачать на телефон нужные карты (а не оболочку для их просмотра) и пользоваться ими в режиме офф-лайн нельзя даже за деньги.

 

Максим Азаров также добавил, что среди мобильных сервисов Google, которые пока недоступны на русском языке, имеется еще фото-органайзер Picasa. Можно ожидать, что именно этот продукт будет локализован для России в ближайшем будущем.