Нынешним школьникам благодаря компьютеру и Сети живется проще и беззаботней, чем когда-то моим ровесникам. Конечно, благодаря урокам информатики мы имели представление об ЭВМ и даже кое-какие пользовательские навыки, но компьютеры не занимали в нашей жизни так много места. Об Internet тогда вообще знали единицы, и лишь в вузе мы оценили преимущества Всемирной Паутины.

Современные ученики и студенты зачастую с успехом заменяют Web-серфингом поход в библиотеку, посещение лекции, написание работы на заданную тему. Сеть предлагает не только информацию разной тематики, но и «оптимизированные» по возрасту учащихся сочинения, курсовые, рефераты, дипломы, ответы на экзаменационные вопросы и шпаргалки. Электронные «заготовки» позволяют экономить массу времени, но в значительной степени способствуют деградации учебного процесса.

Раньше творческие работы обычно писались самостоятельно, а для их создания приходилось «переворачивать» массу первоисточников. Даже от написания шпаргалок был прок: при переносе текста из учебника на малюсенький листок часть информации усваивалась. Теперь учащиеся качают готовые работы с электронных ресурсов и сотнями сдают преподавателям рефераты-«близнецы». Но если прежде уровень компьютерной грамотности учителей значительно отставал от навыков учеников, то теперь они начали распознавать «плоды трудов» из виртуального пространства. Некоторые узнают тексты из открытых источников по особому «почерку», другие создают собственные базы данных, чтобы сверять поступающие на проверку материалы с «заготовками».

Некоторое время назад к борьбе с плагиатом подключились и разработчики программного обеспечения. В США инструменты обнаружения «заимствованных» текстов активно используются в вузовской среде уже несколько лет. Одна из самых популярных — разработка компании iParadigms, которая создает цифровой образ проверяемого текста и сравнивает его с материалами, размещенными в Internet и других публичных источниках. Эту сетевую услугу использует в своей работе даже Совет безопасности ООН. Хорошо известен и детектор плагиата Turnitin, который применяется более чем в 2,5 тыс. вузах США и 1 тыс. учебных заведений за их пределами. Объем базы данных сервиса составляет свыше 25 Тбайт (более 800 млн Web-страниц, 4,5 млрд рефератов и курсовых работ). Аналогичные разработки предлагают Glatt Plagiarism Services, MyDropBox, CFL Software Development.

Российские вузы задумались о внедрении специализированных систем борьбы с плагиатом не так давно. Разговоры о том, что подобное решение должно работать централизованно, объединяя учебные заведения по всей стране, идут не один месяц, но на деле такие разработки инсталлированы лишь в нескольких вузах.

Наиболее известным фильтром студенческого плагиата является система AntiPlagiat.ru компании «Форексис», созданная в сотрудничестве с одним из отечественных учебных заведений. Ее возможности позволяют доказывать частичное или полное заимствование контента. Поиск совпадений осуществляется методом сравнения последовательностей символов без учета языковых особенностей и речевых взаимосвязей. AntiPlagiat.ru может служить для работы с материалами на любых языках (в отличие от сервиса Turnitin) и с форматами HTML, RTF, PDF, .txt, .doc, проверять небольшие файлы за несколько секунд по базам данных из более чем 4 млн источников.

Недавно подобный инструмент предложила и компания «СофтИнформ», разрабатывающая технологии поиска, хранения и обработки информации. Ее система PlagiatInform умеет определять наличие плагиата, проверяя тексты целиком и по частям. Стали появляться в Рунете и онлайновые сервисы проверки учебных материалов на авторскую «чистоту», такие как ресурс 2balla.ru.

С развитием Рунета и формированием цивилизованного отношения к авторскому праву проблема плагиата становится все острее. «Заимствования» происходят все чаще, в том числе среди создателей Web-контента и программных продуктов. В результате инструменты анализа файлов пользуются спросом у юридических фирм, издательств, Internet-компаний, госструктур. Со временем к борьбе с плагиатом подключатся крупные концерны. К слову, с июня поисковый сервис компании Google блокирует рекламные ссылки по ключевым словам «написание рефератов» и «написание сочинений». Правда, найти бесплатные ресурсы со шпаргалками и прочими полезными материалами при помощи Google по-прежнему не составляет труда.

Юлия Кольдичева, обозреватель журнала «Сети», jkold@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями