Повторит ли российский рынок широкополосных услуг рывок, который сделала сотовая связь, — вопрос неоднозначный. Операторы фиксированной связи готовы к этому «подвигу» больше, чем их абоненты, которым необходимо иметь хотя бы персональные компьютеры. А ПК никогда не подешевеют до уровня бюджетных сотовых телефонов. Однако в арсенале предложений операторов есть не только выделенный доступ, но и цифровые развлечения, которые претендуют на роль «убийственного приложения» широкополосных сетей.

В апрельском отчете Comnews Research говорится, что в 2006 году объем рынка ШПД в Москве составил 260 млн долл. Аналогичных данных по стране в целом найти не удалось, но есть основания полагать, что планка 0,5 млрд долл. уже преодолена. Этот результат достигнут за три года существования рынка, причем потенциал его роста остается очень высоким. Даже в Москве, где каждый многоэтажный жилой дом находится в зоне охвата сразу нескольких поставщиков широкополосных услуг, уровень их проникновения не превышает 35% домовладений. В регионах показатель должен быть значительно меньшим.

Ценовая конкуренция на московском рынке, свидетельствует Comnews Research, с начала 2006 года привела к снижению операторских тарифов в четыре раза. Аналитики прогнозируют и дальнейшее уменьшение базовых тарифов, но отмечают, что инструментом завоевания рынка станет расширение территории покрытия сетей. А это подразумевает и активное строительство инфраструктуры, и консолидацию бизнеса телекоммуникационных провайдеров. В российской столице такие процессы уже привели к перераспределению сил между основными игроками.

По данным того же Comnews Research, стремительно теряет рыночный вес компания «Комстар-Директ» (владелец бренда «Стрим»), медная инфраструктура которой покрывает практически всю территорию Москвы. Она обслуживает 35% совокупной абонентской базы, хотя годом ранее у нее было 43%. Зато довольно мощно набирают очки альтернативный сервис-провайдер «Корбина-Телеком», который реализует идею прокладки оптики в каждый дом, оператор сети КТВ «Комкор-ТВ» (бренд «Акадо») и локальные провайдеры, объединившиеся в холдинговые структуры («Миг-Телеком», «Корпорация EXE» и NetByNet). По совокупному количеству абонентов перечисленные фирмы почти догнали «Стрим».

Кстати, в середине апреля этот крупнейший игрок российского рынка ШПД подключил 400-тысячного абонента. А в конце 2006 года в его сети насчитывалось 359,9 тыс. Internet-подписчиков, из которых 83,3 тыс. пользовались услугами Double Play (Internet + ТВ). Удивительно, но с увеличением числа пользователей средний доход с одной абонентской линии (ARPL) «Комстар-Директа» не падает, а растет. В первом полугодии 2005 года он составлял 16,7 долл., а в первом полугодии прошлого года — 21,6 долл.

Аналитик Comnews Research Тамара Судакова считает, что почти все крупные альтернативные и традиционные операторы имеют технологическую возможность предоставления услуг Triple Play. Однако поставщик «тройного пакета» должен пакетировать услуги ШПД, телефонии и цифрового телевидения, выставляя клиентам единые счета. Судакова заключает, что в нашей стране услуги Triple Play оказывают лишь «Комстар ОТС», «Комкор-ТВ» и «Уралсвязьинформ» (под брендом Utel). Последний уже предлагает в некоторых регионах пакет Quadruple Play, включающий в себя поддержку мобильности. С апреля на московском рынке должен появиться третий оператор Triple Play — «Центральный телеграф».

Пионеры внедрения услуг широкополосного доступа в регионах, МРК «Связьинвеста», не попали в категорию игроков Triple Play, хотя они внедряют цифровое телевещание в сетях ADSL. Оказывается, они пока не умеют выставлять единые счета за три вида услуг и работают по формуле «Double Play + телефония».

Впрочем, участники рынка вносят некоторые поправки в классификацию операторов по версии Comnews Research. Ведущий специалист по связям с общественностью «Комкора-ТВ» Александр Щербаков сообщил, что запуск в сети «Акадо» полного пакета услуг, включающего в себя телефонию, запланирован на июнь 2007 года. Рассуждая о степени востребованности услуг телефонии, Щербаков сказал: с одной стороны, ими охвачены почти 100% частных домохозяйств Москвы, с другой, действующие тарифы на услуги местной и междугородней связи оставляют альтернативным операторам пространство для маневра. На двоякую роль телефонии в развитии бизнеса Triple Play указывает и Судакова: большинство абонентов вообще не заметят эту услугу, но для некоторых ее наличие определит выбор оператора.

На телефонную «делянку» с интересом посматривает и «Корбина Телеком». Домашним клиентам «Корбины» пока недоступен полный сервис IPTV, зато предлагается подключение аппаратного IP-телефона с городским или федеральным номером. При подписке на IP-телефонию с городским московским номером неограниченное пользование услугами местной голосовой связи обойдется в 48 долл., а с федеральным номером — в 25 долл. Это уже сопоставимо с тарифами МГТС — при наличии гораздо более широких функциональных возможностях и дешевизне дальней связи.

Ожидания телекоммуникационного рынка, связанные с внедрение услуг IPTV, оказались завышенными. Количество подписчиков на широкополосный Internet-доступ у операторов почти всегда превышает численность абонентов сетевого ТВ, будь то сети на основе медной инфраструктуры или новейшей оптики. Например, в минувшем году «Уралсвязьинформ» подключил более 101 тыс. портов DSL, но на 1 сентября 2006 года у него насчитывалось лишь 58 тыс. абонентов платного ТВ.

«Комкор-ТВ» изначально позиционировался как оператор кабельного телевидения. За первые девять месяцев 2006 года, по сведениям Comnews Research, к сети «Акадо» подключились 7,5 тыс. абонентов IPTV и 8,7 тыс. пользователей широкополосного Internet. Сейчас компания обслуживает порядка 107 тыс. «чистых» абонентов цифрового ТВ и свыше 140 тыс. пользователей Internet-доступа (в составе комплексного пакета услуг). Internet-сервисы становятся для «Комкора-ТВ» самым прибыльным направлением деятельности: в 2006 году ARPU по Internet составил 21 долл., тогда как по КТВ — всего 9 долл.

Еще одна знаковая тенденция российского рынка ШПД — повышенный спрос на безлимитный доступ к Сети. Однако «безлимитка» влечет за собой ограничение пропускной способности канала и использование всяческих ухищрений для удержания трафика внутри локальной сети. В договорах на обслуживание почти всех операторов содержится тщательно замаскированный пункт о праве административного снижения скорости передачи данных по абонентскому каналу в случае превышения пользователем ежемесячного «потолка» входящего трафика. У разных провайдеров его значение колеблется от 20 до 50 Гбайт. Это — практически недостижимая величина при скорости подключения несколько сотен килобит в секунду, но она вполне реальна, если у абонента есть канал 100 Мбит/c.

Как подчеркнул пресс-секретарь «Комстар-Директ» Алексей Дианов, его компания первой среди московских операторов ШПД отказалась от практики «псевдо-безлимитки». Конкуренты пока не последовали его примеру, но активно развивают клиент-ориентированные ресурсы, чтобы со временем превратить свои сети в достойную альтернативу Internet с точки зрения информационного наполнения.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями