Мининформсвязи и МЧС России приступили к разработке концепции создания единой системы вызова экстренных и оперативных служб на территории России.

В ходе заседания коллегии Мининформсвязи, посвященной началу разработки концепции, министр информационных технологий и связи Леонид Рейман подчеркнул, что необходимость в этом назрела давно. Действующая система экстренных вызовов по номерам «01», «02», «03», «04» сложилась еще в 30-е годы прошлого века, поэтому устарела морально и технологически. Правительство выдвинуло требование ее изменения еще три года назад, выпустив соответствующее постановление. Ответственные за проект министерства провели подготовительные работы и в апреле нынешнего года обнародовали план мероприятий.

Леонид Рейман признал, что необходимость в единой системе вызова экстренных служб в России назрела давноНа базе дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований решено запустить единую диспетчерскую систему обработки экстренных вызовов по номеру «112», который повсеместно используется за рубежом. Система будет принимать и обрабатывать все звонки, касающиеся чрезвычайных ситуаций, происшествий, террористических актов, неполадок в системе газо- и энергообеспечения. Технические средства смогут определять номера звонящих, их местоположение, обеспечивать автодозвон при обрыве соединений, регистрировать и документировать все обращения, вносить их в базу данных. А оператор станет оценивать ситуацию и перенаправлять вызовы в ту или иную службу оперативного реагирования (МЧС, милицию, службу спасения и т.д.).

В соответствии с перечисленными задачами в инфраструктуру «112» войдут подсистема приема и обработки вызовов (поступающих по телефону, электронной почте и через SMS), средство контекстного анализа, инструментарий поддержки принятия решений, геоинформационный интерфейс. Позвонив по номеру «112», граждане смогут получить информацию справочного и консультативного характера.

Естественно, столь масштабная система не может обойтись без встроенных средств защиты информации и обеспечения оперативного обмена данными. Борис Антонюк, замминистра по информационным технологиям и связи России, пообещал, что безопасность федеральной инфраструктуры экстренных вызовов будет обеспечена на должном уровне.

Работы по созданию и развертыванию системы «112» планируется провести в два этапа. На первом (2007–2008 годы) намечено создать подробную техническую концепцию проекта и соответствующую нормативную базу, подготовить телефонные сети и опытные зоны, разработать типовые решения. В качестве «экспериментальных площадок» определены города Сочи, Челябинск, Чебоксары и Владимир. Кстати, система «112» уже действует в Магадане, а служба спасения «911» — в Санкт-Петербурге. Этот опыт будет учтен при внедрении проекта на всей территории страны (в течение второго этапа работ, который начнется уже в следующем году, а завершится к 2012 году). Развертывание опытных зон предполагается совместно финансировать из федерального бюджета, выделенного на реализацию ФЦП «Электронная Россия», и из бюджетов местных уровней.

Первым блоком в череде подготовительных мероприятий станет выведение из оборота всех телефонных номеров общего пользования, начинающихся с «1». Советник генерального директора «Связьинвеста» Георгий Ромский заявил, что до конца нынешнего года такие работы, необходимые для функционирования системы «112», проведут все МРК. К слову, в нашей стране нет других номеров, начинающихся с цифры «0», кроме телефонов вызова экстренных служб. Кроме того, компании «Связьинвеста» проведут модернизацию 513 из 1905 сетей местной телефонной связи, поскольку маршрутизация вызовов на единый экстренный номер может осуществляться только с помощью современного цифрового оборудования.

Рейман подчеркнул, что в процессе внедрения службы «112» нужно обеспечить унификацию технологий на основе общих требований не только в инфраструктуре МРК, но и во всех сетях связи (в том числе широкополосных и сотовых), причем вне зависимости от формы собственности операторов. Соединение с экстренной службой должно быть бесплатным и предоставляться даже при отсутствии денег на лицевом счете абонента.

Власти подсчитали, что функционирование экстренной службы «112» позволит снизить время реагирования на инциденты в среднем с 1 ч до 30–40 мин. Это приведет к уменьшению людских потерь в результате чрезвычайных ситуаций на 10–15%, а материального ущерба — минимум на 10%. По данным Антонюка, вследствие ЧС в нашей стране ежегодно погибают примерно 70 тыс. человек и приходят в негодность около 300 физических объектов. Власти делают вывод, что затраты на создание федеральной системы «112» должны окупиться за пять лет.

 

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями