В середине февраля в выставочном комплексе Fira de Barcelona прошел ежегодный 3GSM World Congress.

После переноса из Канн в Барселону это важнейшее событие в мире мобильных и беспроводных коммуникаций поднялось на качественно новый уровень. Сегодняшний 3GSM World Congress — не только технические и бизнес-конференции, на которых выступают представители ведущих телекоммуникационных и аналитических компаний, но и огромная выставочная экспозиция, где производители и операторы демонстрируют свои последние достижения в области технологий, оборудования и услуг связи. В этом году в работе 3GSM World Congress приняли участие примерно 1300 компаний, а число посетителей превысило 55 тыс., что превосходит показатели прошлого года.

В этом году в работе 3GSM World Congress приняли участие примерно 1300 компаний, а число посетителей превысило 55 тыс.

Как отмечают представители ведущих игроков рынка, в 2007 год индустрия мобильной связи вступила в новом состоянии. Число абонентов во всем мире преодолело двухмиллиардную планку. Высокие уровни проникновения в экономически развитых странах на фоне снижения показателя ARPU заставляют операторов спешно разрабатывать и внедрять принципиально новые виды услуг и одновременно задумываться об охвате мобильной связью «следующих двух миллиардов» человек. Всплеск интереса к широкополосному контенту, лавинообразный рост числа блогов и распространение технологий общения в режиме реального времени открывают новые горизонты, однако «традиционные» услуги передачи данных, уже получившие прописку в мобильных сетях, пока не привели к существенному росту доходов операторов.

Сети 3G стали реальностью во многих странах, и индустрия начала активное движение к сетям 4G и даже 4,5G, которые обещают открыть невиданные возможности доставки широкополосного контента.

Неудивительно, что в этих условиях значительное место в программе 3GSM World Congress занял форум инноваций. В его рамках компании, которые претендуют на получение престижной награды Innovation Award (ее Ассоциация GSMA вручает уже в 12-й раз), представили свои революционные разработки, выведенные на рынок за минувший год. Лауреатом в области инновационных технологий стала компания Polymer Vision; награду за лучшее мобильное приложение/контент получила Shozu, а за лучшие терминальные устройства — Samsung и Sony Ericsson (модели SGH-D900 и K800 Cyber-Shot соответственно). Среди других номинаций заслуживают упоминания «Лучшая мобильная видеоуслуга» (победителем признан совместный проект Marblemedia, NFB и Bravo FACT) и лучший информационно-развлекательный сервис (EMPICS).

Появление двух последних номинаций отражает растущую значимость индустрии мобильных развлечений, связанную с доставкой аудио- и видео-контента и предоставлением соответствующих услуг. Прошедший на Конгрессе Mobile Entertainment Summit стал свидетельством сближения индустрии развлечений и телекоммуникационной отрасли. На нем обсуждались стратегические, коммерческие и технологические проблемы взаимодействия операторов и производителей контента, в том числе возможности, которые мобильная видео­среда открывает рекламодателям. Своими взглядами на характер сближения двух индустрий с участниками мероприятия поделились руководители крупнейших мировых дистрибуторов музыкального и видеоконтента (Warner Music, EMI, MTV). Тематике Mobile Entertainment & Content на Конгрессе был отведен целый павильон, в котором участники могли загрузить на свои мобильные терминалы различные образцы развлекательного контента.

Акцентирование на развлекательном контенте не в коей мере не означает игнорирования проблем технологического развития отрасли. На стендах компаний и в ходе пленарных и секционных заседаний были широко представлены такие темы, как конвергенция фиксированной и мобильной связи (FMC), концепция долгосрочной эволюции (LTE), архитектура IMS, широкополосные технологии мобильной связи поколения 3,5G (HSDPA и HSUPA), мобильные сети WiMAX. Специальный семинар был посвящен перспективным региональным рынкам: обсуждались вопросы развития бизнеса в России, Южной Корее, на Ближнем Востоке и в США. Примечательно, что наша страна была охарактеризована как третий по размеру среди растущих региональных рынков.

В программе 3GSM World Congress появился также специализированный форум для руководителей маркетинговых служб. Он стал ответной реакцией участников рынка мобильной связи на достижение им высокой степени зрелости. Теперь факторы цены и лояльности бренду перестают быть определяющими в предпочтениях абонентов.

Подробный обзор, посвященный технологическим анонсам 3GSM World Congress, будет опубликован в одном из ближайших номеров «Сетей».