Санкт-Петербург

Введение платы за доступ к абонентской линии сложно назвать безукоризненным решением с точки зрения соответствия российскому законодательству.

С 1 февраля 2007 года возможность выбора тарифного плана на местные звонки получат большинство российских абонентов сетей общего пользования, но операторы-монополисты постараются взимать с них плату даже при нулевом исходящем трафике. Чтобы экономия тех россиян, которые почти не пользуется стационарным телефоном, не оказалась слишком большой, Федеральная служба по тарифам (ФСТ) предусмотрела для «повременки» обязательную фиксированную составляющую, которую назвали «платой за абонентскую линию». В Москве, например, она равна 125 руб. в мес., а в Санкт-Петербурге – 130 руб. в мес. Эта же составляющая введена в «комбинированные» тарифные планы.

Забота регулятора о том, чтобы компании-монополисты имели хорошую динамику доходов, слишком очевидна. Однако есть сомнения в том, что принятые решения соответствуют действующему законодательству.

Верховный суд постановил

Татьяна Никифорова, юрист практики по правовой защите ИС, ИТ и массовых коммуникаций юридической фирмы «Байтен Буркхардт», проанализировала положения закона «О связи» и «Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи». Она пришла к следующему выводу: «Предоставление доступа к телефонной линии не является самостоятельной услугой телефонной связи, за которую оператор связи может требовать плату с абонентов в обязательном порядке».

По словам юриста, понятие «услуга телефонной связи» в Федеральном законе «О связи» непосредственно не раскрывается, но в нем имеется общее определение «услуга связи». Под нею подразумевается деятельность «по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений». Следовательно, и услуга телефонной связи, как частный случай услуги связи, заключается в совершении ряда действий, направленных на передачу тех или иных сообщений по сетям телефонной связи.

В «Правилах оказания услуг связи» под телефонной связью также понимаются услуги, связанные с передачей информации по сетям телефонной связи, а не само по себе предоставление доступа к телефонной сети. Согласно п. 9 этого документа, услуги телефонной связи подразделяются на услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной связи. Смысл этих услуг раскрывается в «Правилах» через определения соответствующих видов телефонных соединений (местное, внутризоновое, междугородное и международное). При этом «телефонное соединение» определяется как «установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию».

В упомянутых Правилах под «предоставлением доступа к сети местной телефонной связи» понимаются «действия оператора связи по формированию абонентской линии и подключению с ее помощью пользовательского оборудования к местному телефонному узлу». Следовательно, эти действия не являются услугой телефонной связи. Соответствующие затраты оператора оплачиваются абонентом единовременно во время его подключения, и для этой услуги предусмотрен отдельный тариф.

Из логических заключений следует, что МРК планируют брать с абонентов плату без предоставления какой-либо услуги. Однако Никифорова предлагает не торопиться с таким выводом. Существует еще один документ, который служит оправданием новой системы тарификации. Осенью 2005 года Правительством России утвердило «Перечень услуг связи», тарифы на которые регулируются государством (постановление №637 от 24 октября 2005 года). В п. 7 «предоставление абоненту в постоянное пользование абонентской линии независимо от ее типа» относится к услугам связи.

Как сообщила Никифорова, в начале 2006 года была предпринята судебная попытка оспорить правомерность решения Правительства. Гражданский иск о признании недействующим п. 7 «Перечня» дошел до Верховного суда. Заявитель посчитал, что этот пункт противоречит законам «О связи», «О защите прав потребителей» и «Правилам оказания услуг связи». Он отметил, что, согласно пп. 56 и 57 «Правил оказания услуг связи», оператору запрещено навязывать абоненту оказание на коммерческой основе иных услуг, кроме услуг телефонной связи, а также обусловливать оказание услуг телефонной связи оказанием иных услуг.

Однако Верховный суд не принял доводы заявителя. Он решил, что Правительство РФ принимало решение в рамках своей компетенции. Согласно ст. 28 закона «О связи», ему предоставлены полномочия по установлению перечня услуг связи, тарифы на которые регулируются государством. Верховный суд не снизошел до анализа понятия «услуга телефонной связи», а только указал, что упоминаемый «Перечень» утвержден во исполнение ст. 28 закона «О связи», детализирует норму этого закона и ей не противоречит.

«Какой бы спорной с правовой точки зрения ни была позиция Верховного суда, на практике отношения между операторами связи и абонентами будут строиться именно на ее основании», – заключает Никифорова.

Обоснованность затрат

Юрист компании «Кэпитал Лигал Сервисэз Интернэшнл Л. Л. К.» Алексей Никитин считает правомерным решение Верховного суда. По его мнению, в соответствии с ФЗ «О связи» перечень услуг общедоступной электросвязи, тарифы на которые регулируются государством, устанавливает Правительство РФ. Таким образом, решение ФСТ о введении платы за предоставление абонентской линии соответствует действующему законодательству.

Никитин напоминает, что в ранее действовавшем «Перечне услуг связи» среди составляющих платы за предоставление местного телефонного соединения также указывалась абонентская плата за предоставление абонентской линии. В то же время, по его мнению, из-за отсутствия в законе критериев обоснованности тарифов проанализировать соответствие установленных тарифов экономически целесообразным показателям очень сложно.

Если даже признать правомерным взимание платы за предоставление абонентской линии, то все равно непонятно, за что такая плата взимается. Например, за что должен платить «Северо-Западному Телекому» 780 руб. петербуржец, уезжающий с семьей в командировку на полгода? Судя по всему, размер суммы ежемесячного платежа за пользование абонентской линией определяется не какими-то необходимыми затратами, а стремлением максимизировать прибыль телефонных компаний. Конечно, можно юридически оправдать любые действия, в том числе плату за вход покупателя в торговый центр.

Юрий Матыцин, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС), предложил обратиться к самому регулятору с вопросом относительно законности введения Федеральной службой по тарифам платы за пользование телефонной линией. Представители антимонопольного ведомства даже не попытались проанализировать ситуацию, хотя в ней ясно прослеживается злоупотребление операторами монопольным положением на рынке. Так что межрегиональные компании электросвязи, которые совместно с ФСТ предложили новую систему тарификации, защищены со всех сторон.


МГТС не осталась в стороне

Крупнейший телефонный оператор страны МГТС наряду с другими операторами, занимающими существенное положение на рынке, собирается запустить с февраля новые ТП. Они будут разными для абонентов, являющихся физическими и юридическими лицами.

Первый тарифный план для физических лиц, «Повременный», предусматривает плату за абонентскую линию в размере 125 руб. в мес. и стоимость 1 мин местного исходящего вызова на уровне 0,28 руб. Второй ТП, «Комбинированный», включает в себя абонентскую плату в размере 229 руб. (из них 125 руб. — за доступ к телефонной линии, а 104 руб. — за временной лимит 370 мин). Стоимость 1 мин разговора сверх лимита составляет 0,23 руб. Третий ТП, «Абонентский», реализует безлимитную схему расчетов. Выбрав его, абонент должен ежемесячно платить 380 руб. вне зависимости от того, сколько времени он занимает телефонную линию.

Для бюджетных организаций абонентская плата за пользование услугами МГТС составит 229 руб. в мес. (125 руб. + 104 руб.). В предоплаченный временной лимит входит 450 мин исходящего трафика. Каждая минута сверх установленного лимита обойдется в 0,23 руб.

Для хозрасчетных организаций абонентская плата будет равна 264 руб. (160 руб. — за пользование линией, 104 руб. — за временной лимит 450 мин). Сверх лимита плата за трафик составит 0,30 руб. за минуту.

В феврале абоненты московской городской сети получат уведомление о введении новых тарифных планов и счет за январь с формой для выбора тарифного плана. Если абонент не определится с выбором, то по умолчанию за ним будет сохранен абонентский ТП. По-видимому, он станет естественным выбором и для тех пользователей Internet, которые все еще подключены к Сети по технологии dial-up.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями