Мининформсвязи РФ совместно с Почтой России, компаниями Intel и Microsoft объявили о запуске всероссийской программы «Компьютер в каждый дом». Однако первые же шаги, связанные с реализацией этой благой идеи, грозят обернуться чередой скандалов.
Рисунок Олеси Бурыкиной

В рамках программы граждане РФ получат возможность заказывать компьютеры в любом отделении почтовой связи и получать их с доставкой на дом. С учетом того, что по стране действуют 42 тыс. отделений связи Почты России, данное предложение окажется доступным для жителей всех регионов страны. При этом компьютеры предлагаются на одинаковых условиях и по одинаковой стоимости, вне зависимости от места проживания покупателей.

Мининформсвязи возложило на себя функции общей координации программы. Почта РФ обеспечит ряд новых для нее услуг: это прием заказов на компьютерную технику, их оплата через электронную систему переводов «КиберДеньги», экспресс-доставка продукции покупателям и т.д. Intel и Microsoft поставляют компоненты и программное обеспечение конечным производителям компьютеров, участвуют в разработке и финансировании маркетинговой части программы «Компьютер в каждый дом».

По словам министра информационных технологий и связи Леонида Реймана, совместная инициатива его ведомства и мировых лидеров ИТ-рынка направлена на преодоление проблемы цифрового неравенства и повышение уровня компьютерной грамотности населения, прежде всего — в удаленных регионах. Это утверждение кажется справедливым, но корректность способов достижения поставленных целей вызывает большие сомнения.

Во-первых, российское государство в лице Мининформсвязи, фактически, объявило о поддержке продаж продукции двух частных иностранных корпораций, а подобный протекционизм в большинстве цивилизованных стран считается недопустимым. Во-вторых, отраслевой регулятор выбрал участниками программы Intel и Microsoft по обоюдной договоренности, а вовсе не на конкурсной основе. Другие, не менее именитые участники рынка «остались за бортом». В каждый российский дом должна попасть лишь одна из нескольких моделей ПК, выполненных на аппаратной платформе Intel с предустановленными программами Microsoft (в том числе Windows XP Starter и Home Edition, Windows Vista, пакет Works).

Такие действия министерства вряд ли можно считать корректными, например, по отношению к корпорации AMD, чей авторитет на международном компьютерном рынке не подлежит сомнению. Следует напомнить, что AMD уже несколько лет ведет судебное дело против Intel: утверждается, что та незаконно лоббирует свои интересы в коммерческих и государственных структурах разных стран. Этот юридический конфликт до сих пор «не пересекал границ» нашей страны, но последние совместные действия Мининформсвязи, Intel и Microsoft могут спровоцировать антимонопольное разбирательство в отношении участников программы и на территории России.

Наша редакция обратилась в московское представительство AMD с просьбой прокомментировать действия Мининформсвязи РФ и конкурентов компании в рамках программы «Компьютер в каждый дом». Вскоре мы получили довольно мягкий, политкорректный ответ: «Да, мы знаем об этом проекте, были ознакомлены с ним. На данный момент немного преждевременно комментировать наше участие в нем, так как мы сейчас ведем переговоры с министерством». Столь лояльная реакция московского офиса AMD, скорее всего, указывает на его желание избежать открытых конфликтов с участниками рынка и отраслевым регулятором.

Теперь — о самих компьютерах, поставляемых в рамках программы. Выпускать их станут победители специального конкурса, условия которого были объявлены министерством накануне Нового года. Одним из обязательных условий является использование процессоров Intel и лицензионного ПО Microsoft (означает ли это, что переговоры с AMD зашли в тупик?). Но самое удивительное состоит в том, что характеристики ноутбука, который должен поставляться «в каждый дом», почти полностью соответствуют спецификациям мобильного ПК Voyager V511 компании Rover Computers. Невероятно, но факт: представленная на конкурс конфигурация ПК и конфигурация серийно поставляемого продукта одного из участников рынка совпадают на 99%, вплоть до размеров и веса. Желающие могут сравнить спецификации обеих моделей, обратившись к Web-страницам http://pcdom.ru/ru/179/index.html и http://www.roverbook.ru/site/roverbook/homen.nsf/techspecs/NB000202.

Где еще, в какой стране возможны подобные совпадения? Создается устойчивое впечатление, что на текущем этапе всероссийская программа «Компьютер в каждый дом» не влезает ни в какие правовые ворота.