Так уж повелось, что самые судьбоносные решения в нашей стране принимаются либо в канун новогодних праздников, либо в разгар летнего отпускного сезона. Кажется, что российские госчиновники определили для себя эти периоды, как наиболее благоприятные с целью уменьшения возможного негативного резонанса в обществе. Дескать, по возвращению к активной деловой жизни страсти в умах людей поулягутся, а отыграть события назад будет уже нельзя.

 

Следуя устоявшимся правилам, Министерство информационных технологий и связи опубликовало извещения о проведении конкурсов на получение лицензий 3G и условия конкурсов 25 декабря. То есть, с одной стороны Леонид Рейман все-таки сдержал обещание, что до конца 2006 года дело о запуске в России сетей третьего поколения сдвинется с мертвой точки. А с другой стороны, у заинтересованных операторов фактически не осталось времени, чтобы как следует проанализировать положения конкурса и (если потребуется) – раскачать волны всеобщего негодования.

 

Впрочем, крайних мер со стороны участников рынка, по-видимому, не потребовалось. В тот же вечер, 25 декабря, «ВымпелКом» распространил официальное заявление своего исполнительного вице-президента Николая Прянишникова, в котором говорилось дословно следующее: «Мы проанализировали условия конкурса на получение лицензий на оказание услуг связи третьего поколения. В целом, хотелось бы отметить, что требования к участникам конкурса кажутся нам довольно логичными. Обязательства участника конкурса, фигурирующие в документе, являются реалистичными, и мы готовы их полностью выполнить».

 

Других реплик руководителей сотовых операторов (как больших, так и малых) пока не последовало, но после столь явного проявления лояльности «Билайна» было бы сложно ожидать критику условий конкурса от других членов «большой тройки», которые являются на сегодня единственно возможными претендентами на получение долгожданной лицензии. А вот за дополнительный, четвертый лот, который по словам Леонида Реймана, может быть выставлен на торги весной, развернется, судя по всему, нешуточная борьба, поскольку явного фаворита на роль его соискателя пока не видно.

 

Однако нужно ли преувеличивать предсказуемость итогов конкурса по первым трем лотам? История (в том числе недавняя – с выдачей лицензий на МГМН-связь) показывает, что в переломные для развития экономики моменты на рыночную авансцену могут выйти доселе никому неизвестные фирмочки и полностью спутать карты аналитиков-экспертов. Зачем и для кого они создаются – это другой вопрос, выходящий, как говорится, за рамки нынешней дискуссии, но определенный риск пронести ложку мимо рта имеется даже для заведомых фаворитов конкурса. Поэтому любой претендент должен позаботиться, по крайней мере, о налаживании доброжелательных отношений с чиновниками, влияющими на результаты конкурса. В свете череды судебных разбирательств «ВымпелКома» с Россвязьнадзором за право получения лицензии GSM на ряд дальневосточных городов, задача сближения позиций с отраслевым регулятором представляется для этой компании особенно актуальной.

 

Как будто предвосхищая возможные казусы, Николай Прянишников в своем обращении предупредил, что «самым главным открытым вопросом остается вопрос о полосе частот». Руководство «Билайна» считает справедливым, «чтобы победители конкурса, набравшие приблизительно одинаковое количество баллов, получили равнозначные полосы частот с точки зрения сроков начала предоставления услуг и затрат на расчистку спектра».

 

Поясним, о чем идет речь. Предметом конкурса N1 (или первым лотом) является право на получение лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи в стандарте IMT–2000/UMTS с использованием полос частот 1935-1950, 2010-2015, и 2125-2140 МГц на территории Российской Федерации. По второму лоту «разыгрываются» частоты 1950-1965, 2015-2020 и 2140-2155 МГц; по третьему - 1965-1980, 2020-2025 и 2155-2170 МГц. Во всех случаях для лицензиата действует условие начать оказание услуг в стандарте UMTS не позднее, чем через два года со дня принятия решения о выдаче лицензии. Но в настоящее время практически вес частотный диапазон 1,9-2,1 ГГц в той или иной мере задействован военными и силовыми структурами, которым, согласно, принятому в конце 2006 года решению ГКРЧ, необходимо освободить частоты для гражданского использования.

 

Конверсия частот будет осуществляться, прежде всего, за счет заинтересованных операторов сотовой связи. Поэтому их затраты на расчистку спектра, а также время, необходимое для запуска сети в коммерческую эксплуатацию, будет зависеть от степени «загрязненности» предоставляемых им полос радиочастот. В такой ситуации почти неизбежно, что претенденты на лицензии 3G окажутся в неравных стартовых условиях, а вот у кого положение будет более выигрышным – комиссия объявит только 20 апреля, в день вскрытия конвертов с конкурсными предложениями.