За десять лет технология VoIP, хитроумное изобретение программистов для «увода» междугороднего трафика от традиционных телефонных операторов, прошла большой путь и превратилась в основной инструмент бизнес-коммуникаций.

Идеологические аспекты

Андрей кремер: «Можно говорить о фактической легализации IP-телефонии в сетях сотовой связи и о конвергенции таких технологий»

По словам председателя исполкома «Ассоциации документальной электросвязи» (АДЭ) Аркадия Кремера, открывшего 11 ежегодную конференцию по IP-телефонии и IP-коммуникациям, технологии VoIP все глубже проникают в бизнес-процессы предприятий. Они позволяют отказаться от инвестиций в физические активы и развивать виртуальную составляющую бизнеса, то есть, получая удаленный доступ к корпоративным данным и приложениям, становиться ближе к заказчику. IP-коммуникации все чаще обеспечивают совместную работу и способствуют повышению уровня мобильности сотрудников вне зависимости от инфраструктуры связи в офисе.

Распространение широкополосного доступа в сочетании со зрелостью технологий IP-УАТС обеспечивают полноценную работу на дому. Наличие широкополосного IP-канала позволяет удаленным сотрудникам маршрутизировать вызовы через IP-УАТС и, благодаря использованию корпоративных тарифов, экономить на дальней связи. Если прежде удаленный работник решал возникающие у него вопросы по мобильному телефону, то сегодня более эффективным стало комплексное подключение к приложениям телефонии и сети передачи данных.

«Все осознали, что наличие в компании двух разных, не связанных между собой инфраструктур (традиционной и мобильной телефонии) является абсурдом. А конвергенция телефонных технологий, в свою очередь, завязана на IP», — отметил президент компании CTI и руководитель рабочей группы АДЭ по IP-коммуникациям Игорь Масленников.

Однако ожидания пользователей от внедрения IP-технологий оправдываются далеко не всегда. Кремер видит причину в том, что в IP-коммуникациях, как и в других сегментах высокотехнологичной индустрии, действует так называемое правило «десяти процентов»: заявленная поставщиком функциональность используется только на 10%. Это относится как к обычному сотовому телефону, так и к различным программным приложениям для IP-коммуникаций. Вдобавок VoIP предъявляет серьезные требования к вспомогательной инфраструктуре — оборудованию для управления пропускной способностью сетей, технической поддержки пользователей и средствам обеспечения информационной безопасности.

Но, убежден Масленников, несмотря на все сложности в мире происходит активный TDM-replacement — миграция абонентов городских сетей традиционной телефонии на платформу IP-коммуникаций.

Известный пример — создание французским оператором France Telecom дочернего предприятия Wanadoo, которое не имеет собственной «медной» инфраструктуры и оказывает услуги телефонии на базе наложенной IP-сети. France Telecom, используя маркетинговые инструменты, всячески поощряет абонентов к переходу в сеть Wanadoo.

Подобные процессы наблюдаются в Великобритании и Германии. В России эту практику взяла на вооружение компания «Комкор», которая на базе NGN-сети в Зеленограде предоставляет телефонные IP-услуги. Ту же модель пытается реализовать в ряде районов Москвы «Центральный Телеграф».

Технологические аспекты

Год назад клиентская IP-телефония начала проникать в мобильные сети, причем зачастую — несанкционированно. Это вынуждало операторов блокировать трафик таких провайдеров, как Skype. «Можно говорить о фактической легализации IP-телефонии в сетях сотовой связи и о конвергенции таких технологий», — считает Кремер.

Весьма симптоматична недавняя покупка Cisco фирмы Orative, выпускающей программное обеспечение для подключения мобильных GSM-телефонов к корпоративным IP-коммутаторам и службам обмена сообщениями. Такая клиентская программа позволяет сотрудникам получать доступ к корпоративным приложениям, прослушивать голосовые сообщения, проверять статус присутствия коллег. Стандартизация конвергенции мобильной и фиксированной связи для реализации мультимедийных приложений на базе IP-сети в рамках концепции NGN активно обсуждается в МСЭ.

Масленников полагает, что упомянутые конвергентные процессы привели к коренному пересмотру представлений о сетях следующего поколения. «Если ранее под аббревиатурой NGN все подразумевали сеть на базе программного коммутатора (Softswitch) и подключенных к нему медиашлюзов (Mediagateway), то в нынешнем году идея программных коммутаторов была окончательно похоронена, — подчеркнул он. — На наших глазах происходит становление и развитие нового класса оборудования — граничных контроллеров сессий (Session Border Controller — SBC)».

По мнению главы CTI, все чаще при строительстве транзитных IP-сетей операторы используют совокупность SBC в качестве распределенного программного коммутатора. Фактически, это позволяет построить инфраструктуру, в которой узлы коммутации трафика распределены по всей сети. Управляет ими другая функциональная часть SBS, которая действует как сервер интеллектуальной маршрутизации.

Поначалу граничные контроллеры сессий представляли собой устройства «все в одном». Теперь же они разделились на несколько самостоятельных классов оборудования. И все из-за того, что количество функций, которые SBC выполняют в сетях, очень велико. Шесть-семь из них являются основными. В частности, одни контроллеры занимаются вопросами проксирования медиатрафика, а другие выполняют функции межсетевых экранов и средств обеспечения безопасности. Особую роль играют SBC, служащие для подключения клиентов к операторской сети.

Коммуникации для бизнеса

Чем глубже IP-коммуникации проникают в бизнес-процессы предприятий, тем более ориентированными на бизнес становятся продукты поставщиков телекоммуникационного оборудования и систем связи. Наиболее свежий пример решения для интеграции систем IP-коммуникаций в бизнес продемонстрировала Avaya. Ее инженеры разрабатывают продукт под кодовым наименованием CEBP — Communication Enabled Business Process (на рынке он появится только в будущем году).

CEBP представляет собой программный пакет, позволяющий коммуникационным решениям Avaya интегрироваться в бизнес-среду предприятий через удобные в использовании Web-сервисы. Он предоставит сотрудникам предприятий множество полезных коммуникационных функций. Среди них — поиск и вызов корпоративных абонентов через те терминалы, которыми они традиционно пользуются в конкретное время суток, подтверждение факта доставки срочной информации через различные сети и терминалы, доставка сведений с последующим голосовым соединением, поиск абонента в разных сетях и его подключение к конференции, передача абоненту списка действий и контроль над их исполнением.

В общем, хотя самая крупная городская телефонная сеть в России (МГТС) по-прежнему обслуживает около 3 млн аналоговых абонентов, а бюджет одного из лидеров рынка решений для IP-коммуникаций (Avaya) на 70% зависит от поставок классических телефонных систем, ежегодный форум CompTek продемонстрировал единство мнений участников рынка в отношении зрелости коммуникационных технологий на базе IP.