По мере того как телекоммуникационные услуги все больше мигрируют в IP-среду, они идеологически сближаются с обычными информационными сервисами на основе Web. Апофеозом интеграции этих приложений в единую инфокоммуникационную сеть, по всей видимости, станет сервисно-ориентированная архитектура (SOA).

Реализации SOA уже отведено место в стратегиях большинства крупных зарубежных компаний. Это означает, что интеграционные процессы в корпоративной ИТ-среде переходят на качественно новый уровень и обеспечивают сквозную автоматизацию бизнес-процессов. Кроме того, повышается уровень компетенции руководителей ИТ-служб, чьи инструменты теперь должны обеспечивать оптимизацию работы целых отделов и цепочек формирования прибыли.

Коммуникационные сервисы с Web-интерфейсами, которые идеально вписываются в архитектуру SOA, грозят оставить без работы многих инженеров по традиционным средствам связи. Функциональность таких средств будет расширена и передана в ведение ИТ-департаментов. Для руководителей последних, это, безусловно, — хорошая новость, так как в крупных компаниях конкуренция между «айтишниками» и «связистами» никуда не исчезла. Пользуясь случаем, молодые образованные «айтишники» смогут окончательно выдавить на обочину истории консервативную формацию «связистов». И, конечно же, замкнув на себе все инфокоммуникационные функции, ИТ-руководители (или CIO) попытаются еще выше поднять свой статус в управленческой иерархии предприятия.

Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. И плох тот сисадмин, который, вооружившись дополнительными знаниями в области корпоративного менеджмента, не хочет увидеть себя в кресле руководителя ИТ-службы. Однако придумывать для CIO какие-то несвойственные им роли топ-менеджеров и генеральных директоров могут только производители «с богатым воображением», хотя такой вариант эволюции должностных отношений внутри компаний их устроил бы.

Любому внешнему поставщику приятно иметь своего «агента влияния» в совете директоров и вдвойне приятно — на посту гендиректора. Однако в директорском кресле честный человек начинает осознавать, что его задачи — гораздо обширнее решения проблем отдельных подразделений или служб. А человек нечестный понимает, что получил намного большее поле для маневров, чем просто возможность получать откаты от ИТ-поставщиков. Поэтому гендиректор назначает на должность CIO другого специалиста и поручает ему работу на более узком фронте.

Игорь Елисеев - главный редактор, i_eliseev@osp.ru