В эпоху цифровой экономики развитие информационных технологий является стратегически важной задачей любого государства.
Для России создание современного рынка ИТ-услуг и подготовка высококвалифицированных специалистов особенно актуальны на фоне сокращения запасов природных ресурсов.

Чтобы стимулировать развитие информационных технологий, правительство утверждает различные государственные целевые программы. ФЦП «Электронная Россия», разработанная Мининформсвязи в 2004 году, призвана радикально повысить уровень информатизации в российских регионах к 2010 году. Крупнейший федеральный оператор «Почта России» намерен вести просветительскую деятельность и приобщать население к цифровым технологиям с помощью пунктов публичного доступа к Internet.

Все эти проекты ориентированы на будущее, тогда как операторам связи и производителям телекоммуникационного оборудования новый потребительский рынок необходим «здесь и сейчас». В попытке оценить состояние рынка ИТ в регионах и выявить проблемы развития Internet-услуг коммерческие компании собственными силами проводят мероприятия, нацеленные на популяризацию новых технологий и способов коммуникаций. В конце октября были подведены итоги Всероссийского Интернет-Марафона’2006 и Фестиваля Internet-проектов «Новая реальность», организованных агентством «ИТАР-ТАСС», российским оператором связи «ТрансТелеКом» и Intel.

За полгода марафон прошел по семи федеральным округам страны. В рамках мероприятия в 12 городах были проведены конференции, «круглые столы для деловых кругов» и массовые развлекательные акции для населения. На конференциях активно обсуждалось с руководителями регионов участие властей в развитии информационных технологий. Результатом марафона стал аналитический отчет «Развитие Интернета в регионах РФ». В исследовании приняли участие руководители и ведущие специалисты региональных предприятий и организаций, занимающихся информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), а также преподаватели профильных вузовских факультетов. Каждый город «предоставил» не менее пяти экспертов, а всего их было 68 человек.

Базисом отчета стали оценки экспертов по таким критериям, как уровни развития инфраструктуры доступа, Internet-услуг, гражданского общества в сфере ИКТ и просветительской деятельности, наличие регулярно проводимых мероприятий для ИТ-специалистов и пользователей, готовность местной администрации к внедрению ИКТ в органах управления, степени подготовленности кадров и использования ИКТ в социально-значимых проектах.

Среди обследованных городов наиболее высокую оценку (индекс развития Internet и онлайновых технологий) получил Екатеринбург. Он опередил находящийся на втором месте Санкт-Петербург за счет лучшей ситуации в областях подготовки кадров и развития социально-значимых проектов. Самые низкие показатели — у Архангельска и Краснодара.

Экспертная оценка выявила ряд характерных для регионов проблем, препятствующих развитию отрасли. Местные Internet-провайдеры постоянно испытывают на себе давление со стороны крупных операторов связи, предлагающих завышенные расценки на некоторые виды услуг. Кроме того, региональные ресурсы и сервисы не получают должной поддержки от местных властей и крупных инвестиционных институтов. Практически отсутствуют онлайные услуги для широких слоев населения. Многие опрошенные упомянули кадровый голод и продолжающийся отток квалифицированных ИТ-специалистов в столицу.

Параллельно с марафоном проходил конкурс Internet-проектов, на участие в котором были поданы примерно 600 заявок. Заявки принимались в десяти номинациях: государство, регион, общество, культура, «четвертая власть», наука и образование, реальная экономика, студенческий меридиан, развлечения и инновации. Жюри выбрало 70 дипломантов и 10 лауреатов федерального уровня. Однако низкий уровень активности участников и отсутствие достойных сайтов в некоторых номинациях ставят под сомнение перспективность этого конкурса.

Несомненно, рост «цифровой» грамотности населения выгоден не только коммерческим компаниям, но и государству. Создание высокотехнологичных предприятий, новых рабочих мест и современного рынка потребительских услуг наилучшим образом отразится на экономике России. Но мало подключить все школы к Сети. Необходимо еще обучить преподавателей пользоваться новыми возможностями и применять цифровые технологии в учебном процессе. Главным поставщиком социально значимых онлайных услуг должно стать само государство. Информационная доступность всех государственных служб в режиме реального времени позволит стимулировать интерес населения к ИТ и Internet.