Известно, что отношение пользователя к Internet-ресурсу, на который он попадает впервые, формируется в течение первых нескольких секунд. При этом не важно, ищет ли человек что-то конкретное или бесцельно «бродит» по Web.

Если владельцам ресурсов нужна коммерческая отдача от их работы, они должны стараться заинтересовывать пользователей с «первого взгляда».

О том, зачем нужны компаниям Web-представительства, какую выгоду они дают и как привлечь определенную аудиторию к тем или иным виртуальным страницам, говорилось на совместном семинаре учебного центра «Микроинформ» и фирмы IT-Online. Хотя услуги оптимизации Internet-ресурсов предлагаются достаточно давно, многие специалисты относятся к ним настороженно. Подобная деятельность ассоциируется у них со стремлением владельцев Web-сайтов обвести вокруг пальца пользователей, партнеров и разработчиков поисковых систем.

«Оптимизированные» сайты зачастую попадают в верхние строчки любых поисковых рейтингов

Негативное восприятие таких услуг стало следствием полуподпольной деятельности доморощенных программистов. Они «оптимизируют» сайты так, что те попадают в верхние строчки любых поисковых рейтингов, даже не связанных тематически с областью интересов владельцев ресурсов. Подобная «реклама» может сослужить плохую службу, поскольку явный подлог результатов поиска вызывает раздражение посетителей. Однако кустарные методы Web-оптимизации отличаются от профессиональных услуг примерно так же, как лубочные картинки& — от салонной живописи.

Реальная оптимизация

Фирмы, официально предлагающие услуги данного класса, подчеркивают, что действуют по определенным правилам и исходя из интересов заказчика. Перед оптимизацией ресурса организуется аудит сайта, в ходе которого детально анализируются структура ресурса, средства навигации и дизайна, оцениваются параметры usability (т. е. удобство с точки зрения посетителя).

По словам Федора Вирина, директора по исследованиям холдинга Mail.ru, формулу эффективности любого Internet-ресурса можно вывести, описав несколько его ключевых характеристик. Это цели и задачи проекта, тип аудитории (случайные посетители, партнеры и конкуренты, собственные сотрудники, «ключевые» пользователи), особенности взаимодействия с клиентами и требования сторонних организаций. Вирин отметил, что виртуальный проект может обеспечивать снижение бизнес-издержек, увеличение продаж «любой ценой», поддержку клиентов и рекламы. В соответствии с этими задачами и должна выстраиваться бизнес-модель Web-представительства.

Основным мерилом успешности продвижения сайта является увеличение частоты его упоминаний в результатах поиска по тематическим запросам. Сегодня, когда каталоги и рейтинги потеряли былую популярность, поисковые машины стали основным навигационным инструментом Internet. Как добавил Вирин, ключевой показатель эффективности поисковой оптимизации выражается в снижении стоимости привлечения к ресурсу одного клиента.

Волшебные алгоритмы

Евгений Трофименко, начальник отдела продвижения услуг «Корпорации РБС», подробно рассказал о технической стороне оптимизации сайтов для поисковых систем. Проанализировав механизмы работы таких популярных поисковиков, как Yandex и Rambler, он определил особенности каждого из них. Как известно, после введения запроса отбор ссылок из базы данных осуществляется на основе количества найденных слов (в определенных падежах и числах) в разных зонах документа. На итоговый результат также влияют «весовые коэффициенты» слов (связанные с частотой их упоминания в базе) и длина запроса.

Несмотря на кажущуюся случайность при введении слов в строку поиска существуют некие закономерности, учитываемые разработчиками алгоритмов навигации в Internet и оптимизаторами. Ключевым процессом функционирования поисковых машин является переформулировка запроса. Элемент системы Яндекс, отвечающий за эту часть работы, называется в кругу посвященных «колдунщик». Он преобразовывает введенные пользователем ключевые слова в те, которые непосредственно влияют на результат поиска. «Переколпачивание» вербальных символов может происходить с учетом весовых множителей слов, наличия знаков препинания и временных параметров поиска. В «Рамблере» пробелы и знаки препинания в запросах трактуются по-разному — в зависимости от контекста введенной фразы. Пробелы и знаки препинания в этой схеме заменяются служебными символами.

Итак, при оптимизации Internet-ресурсов необходимо не только учитывать маркетинговые, дизайнерские и психологические аспекты продвижения сайтов, но и уделять внимание практической стороне реализации Web-проекта (получению коммерческой отдачи от предлагаемых услуг). Узнать, каким ресурсам русскоязычной зоны Internet удалось завоевать наибольшее расположение пользователей, мы сможем в конце ноября. Именно тогда намечено подвести итоги голосования, проходившего в режиме on-line на сайте «Премии Рунета-2006».

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями