«Общим местом» стратегий крупнейших мировых производителей ИКТ-систем стала ориентация на те вертикальные рынки, внедрение на которых современных технологий позволяет существенно изменять не только управление бизнесом, но повседневную жизнь.

Одним из таких рынков, безусловно, является отрасль здравоохранения. Производители предлагают медучреждениям системы, автоматизирующие прием, обработку и хранение информации о пациентах, а кроме того, разрабатывают комплексные телемедицинские решения, которые помогают повышать качество обслуживания в амбулаторных условиях, сокращать расходы больниц и поликлиник.

Неудивительно, что основой выставочной экспозиции Ericsson на недавнем форуме «ИнфоКом-2006» стал набор решений Ericsson Mobile Health («Мобильное здоровье от Ericsson»). Он позволяет организовывать через сети мобильной связи постоянный мониторинг состояния здоровья пациентов вне зависимости от их местонахождения. На теле больного фиксируются датчики артериального давления, пульса и электроды электрокардиографов, которые определяют жизненно важные показатели. Эти данные передаются по сети GPRS (в режиме реального времени) в диспетчерский пункт, где их анализирует квалифицированный медперсонал, способный своевременно провести консультацию или оказать пациенту медицинскую помощь.

В нашей стране комплект стоимостью свыше 2 тыс. долл., скорее всего, будет предоставляться пациенту бесплатно во временное пользование

Производители осознают, что отрасли здравоохранения присущи сложные проблемы. Государственные и частные клиники, страховые компании стремятся минимизировать свои издержки и повышать эффективность обслуживания пациентов. Кроме того, в развитых странах актуальны проблемы «старения» населения и увеличения числа стрессовых ситуаций. Система дистанционного обслуживания пациентов позволяет существенно уменьшить продолжительность пребывания больных в медучреждениях, способствует их максимально быстрой реабилитации в привычных домашних условиях.

Ericsson Mobile Health обеспечивает надежный безопасный доступ врачей к личной информации о пациенте. Текущие показатели состояния его здоровья транспортируются в центр мониторинга и автоматически сравниваются со значениями, хранящимися в истории болезни. Если фиксируются отклонения от среднестатистических значений, система немедленно передает медперсоналу сигнал тревоги. Получая своевременные консультации от лечащих врачей или медсестер, больные чувствуют себя в большей безопасности, что повышает их качество жизни. Медучреждения, в свою очередь, экономят средства благодаря снижению числа необходимых койко-мест и сопутствующих накладных расходов.

Комплект решений Ericsson включает в себя два базовых компонента — «Мобильный мониторинг» и «Дневник пациента». Первый из них представляет собой клиентскую часть решения. Эта небольшая беспроводная система периодически или непрерывно связывается с датчиками жизненно важных показателей и считывает информацию с помощью технологии Bluetooth. Затем она переводит данные в упрощенный формат и передает их в центр мониторинга по сетям GPRS/UMTS. Устройство мобильного мониторинга программируется в соответствии с индивидуальными проблемами больного.

«Дневник пациента» хранится на сервере, установленном в клинике или страховой компании, и содержит информацию о здоровье больного. Обратная связь с пациентами, находящимися под амбулаторным наблюдением, устанавливается с использованием наиболее подходящих средств связи, например защищенного протокола HTTP, коротких текстовых сообщений, MMS, передачи голоса и др. В некоторых случаях полученные результаты измерений обуславливают выезд к больному кареты скорой помощи.

Понятно, что в приобретении таких решений, как Ericsson Mobile Health, прежде всего, заинтересованы сами клиники и страховые компании, которые возмещают больницам стоимость пребывания пациентов в стационарах. Однако в некоторых случаях инициаторами их внедрения становятся органы власти и муниципалитеты. В российском представительстве Ericsson сообщили, что сейчас проходят переговоры о закупке Ericsson Mobile Health правительством Московской области. В случае их успешного завершения система будет внедрена в одной из городских больниц Подмосковья. Еще одним фигурантом проекта должен стать некий оператор мобильной связи, развернувший сеть GSM/GPRS (его имя пока не называется). Абонентские комплекты мобильного мониторинга стоимостью свыше 2 тыс. долл. будет бесплатно предоставляться пациентам во временное пользование.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями