На седьмой международной конференции АДЭ «Состояние и перспективы развития Internet в России», как обычно, были подняты проблемы технологического развития и совершенствования отраслевого регулирования.

Уровень развития Internet в той или иной стране свидетельствует о множестве аспектов жизни ее граждан, общества и государства в целом — от степени проникновения услуг до сложных правовых и нравственных проблем. Большинство тенденций в этой области давно озвучены: неуклонно растет число постоянных пользователей Сети, которые все чаще предпочитают подключаться по широкополосным каналам; одновременно растут аудитории беспроводного и мобильного Internet-доступа; некоторые члены сетевого сообщества вступают на скользкий путь противоправных деяний, из-за чего другим приходится активно противоборствовать виртуальным злоумышленникам.

Многие из «общих мест» развития Internet в России снова обсуждались на осенней конференции, организованной общественно-государственным объединением «Ассоциации документальной электросвязи» (АДЭ). Как и раньше, ставились актуальные задачи, предлагались пути решения проблем, но принципиально свежих идей не прозвучало.

Куда более интересной оказалась концептуальная дискуссия о влиянии Internet на рынок телекоммуникаций. Для начала — несколько слов о «количественных характеристиках» национального домена .ru. Как сообщил директор АНО «Координационный центр национального домена сети Internet» (RU-Center) Андрей Романов, динамика увеличения числа доменных имен в зоне .ru уже три года существенно не изменяется, оставаясь на отметке 40–45%.

«Прогнозируя развитие домена в прошлом году, мы не предполагали, что рост числа регистраций продолжится и достигнет 4% в месяц», — отметил Романов. По его словам, рубеж 500 тыс. имен преодолен 7 апреля 2006 года (как раз в день рождения зоны .ru), а в начале сентября в Рунете зарегистрирован 600-тысячный домен второго уровня. В первом полугодии текущего года общее число пользователей Internet в нашей стране, по оценкам Romir Monitoring, составило 21 млн.

 

Перспективы

На прошлогодней конференции АДЭ раздался клич о смене парадигмы в инфокоммуникациях. Спустя год слоган Paradigm Shift не утратил «свежести» и активно эксплуатировался некоторыми докладчиками. Основной посыл апологетов сдвига парадигмы радикален, но запутан: теперь главная движущая сила на рынке телекоммуникаций (или инфокоммуникаций) — то ли сама сеть Internet, то ли технологии на базе IP (выступавшие все время грешили подменой понятий). Судя по этой путанице, сложный термин «инфокоммуникации» еще не прижился в нашей стране.

Наум Мардер, заведующий кафедрой инфокоммуникаций ИПК МТУСИ пояснил: «Инфокоммуникации объединяют в себе электросвязь, информационные технологии, телевидение и радиовещание. Пока каждая из таких составляющих регулируется отдельными законодательными актами, а следовало бы создать единый закон об инфокоммуникациях». По словам Мардера, понятийный аппарат современного законодательства «настроен» на традиционную архитектуру сетей (это касается и терминов, описывающих отношения между участниками рынка услуг). И хотя базовая сетевая архитектура претерпевает революционные изменения, до сих пор не появились законодательные определения понятий «мультисервисная сеть», «провайдер услуг» и «контент».

Мардер убеждал слушателей в том, что сдвиг парадигмы в телекоммуникациях диктует требование смены парадигмы и в нормативной базе. Необходимость срочно изменить регуляторную политику, обеспечив зеленый свет IP-технологиям, стала одним из ключевых выводов дискуссии о смене парадигмы. Но о каких именно фундаментальных изменениях ведут речь сторонники «теории сдвига»?

 

Революционная пропаганда

Директор по развитию бизнеса Internet-провайдера «Зенон Н. С. П.» Андрей Кондаков говорит: «Основным следствием изменения парадигмы в телекоммуникациях является тот факт, что все больше потребностей частных и корпоративных пользователей может быть удовлетворено с помощью инфокоммуникационных технологий». Под этим подразумеваются не только дополнительные возможности традиционной связи, но и применение телекоммуникационных технологий в некогда далеких от связи областях (таких как медицина, офисные приложения, торговля).

Здесь будет вполне уместен небольшой комментарий. Во-первых, нелепа сама по себе сентенция об изменении парадигмы в телекоммуникациях, которое «приводит к увеличению использования инфокоммуникационных технологий». Во-вторых, связь испокон веков использовалась и в медицине, и в офисах, и в торговле. Просто сначала это были голубиная почта и гусиное перо, затем — телеграф и телефон, а сегодня мы применяем электронную почту и видеоконференции. Меняются скорости и форматы передачи данных, но технологический прогресс не приводит к принципиальным изменениям в каждой из перечисленных сфер человеческой деятельности. Как прежде, врачи лечат, негоцианты — негоциантствуют, а средства связи служит для передачи информации.

«Нет, все изменилось, — утверждает Александр Голышко главный эксперт компании «Комстар-ОТС». — Последнее десятилетие перевернуло мир телекоммуникаций, поскольку «старая» телефонная инфраструктура потеряла приоритет, и вместо множества узкоспециализированных сетей появилась перспектива создания единой конвергентной сети, потенциально обеспечивающей пользователям любые возможности».

Даже среди выступавших на конференции нашлись оппоненты столь несгибаемых оптимистов. Алексей Рокотян из «НорильскТелекома» считает, что в обозримом будущем мы вряд ли придем к единственной конвергентной сети. Продолжат сосуществование множество разнотипных сетей, обеспечивающих примерно одинаковые наборы услуг. Другими словами, конвергенция скорее проявится в сближении функциональных качеств сетевых инфраструктур, а не в унификации стандартов сетевых платформ.

Так при чем же здесь Internet? По мнению Александра Голышко, именно Сеть, обеспечивая многосвязность каждого с каждым, становится основным телекоммуникационным «профилем» обслуживания клиентов и заменяет собой привычное для телефонии соединение «точка–точка». Как считает Голышко, это означает полную победу Internet-технологий на телекоммуникационном поле и формирование новой технологической платформы для всей отрасли. «Развитие телекоммуникаций началось с телеграфа, то есть с передачи данных. Через 150 лет мир возвращается к передаче данных, но уже через Internet», — заключил Голышко.

 

Явное преувеличение

Призывая к скорейшему изменению отраслевого законодательства, докладчики дружно предрекали скорую гибель стационарному телефону, без которого миллиарды людей пока не представляют не только сегодняшний, но и завтрашний день.

«Нельзя не заметить, что все больше используется мобильная связь и все меньше — фиксированная», — говорит коммерческий директор компании «Мера.Ру» Анатолий Корсаков. Он по-своему предрек окончание эры телефонии, обратив внимание присутствовавших на то, как меняются предпочтения абонентов в разных странах при выборе способа общения. Так, в Бразилии среднее число SMS, ежедневно пересылаемых абонентами мобильных сетей, достигает 150, и этот вид сервиса формирует до 25% доходов местных операторов. Однако будущее SMS тоже предрешено: на смену приходят P2P-сервисы мгновенных сообщений, набирающие все большую популярность в молодежной среде.

Корсаков процитировал немецкого физика Макса Планка: «Новые идеи побеждают не потому, что они правильны, а потому, что уходят носители старых идей». С этими словами трудно не согласиться, но учитывают ли сторонники теории сдвига, что носителей традиционных идей в нашем ультратехнологичном мире пока — абсолютное большинство? И что значительная их часть категорически не согласна с попыткой телекоммуникационных концернов превратить человека в «онлайновый утилизатор» глобальных информационных потоков? Интересы этого большинства представляют регулирующие органы, и их аргументы кажутся весомее, чем доводы отраслевых революционеров. Законодательство должно максимально соответствовать действующему порядку вещей и осторожно, в равных пропорциях поощрять перспективные технологии — до тех пор, пока распространение одной из них не достигнет «критической массы».

Если Internet действительно станет превалирующей средой обмена информацией между людьми, то национальные администрации связи отреагируют на эти перемены, так как одной из их задач является обеспечение социально-значимой функции телекоммуникаций. А до тех пор громкие слоганы представителей бизнеса будут казаться чем-то вроде запланированной pr-активности, не имеющей ничего общего с серьезным рыночным анализом. Следуя логике отраслевых «революционеров», можно сказать, что за последние 100 лет отрасль связи пережила уже не один десяток «сдвигов парадигмы», — достаточно припомнить наиболее известные технологические достижения в области электросвязи. Не многовато ли революций на наш век?


"Таблица."