Пятнадцатый, юбилейный, партнерский форум Softeach стал последним для Юрия Ходоса как руководителя Verysell Distribution.

Человек, которого по праву считали «лицом» компании, оставил свой пост при странных обстоятельствах. Отныне имидж Verysell Distribution находится во власти Христо Каракашева — высококлассного менеджера, правда, не имеющего опыта работы в ИТ-индустрии.

Стили разные нужны

Сообщение президента группы Verysell Михаила Краснова о радикальных кадровых перестановках в дистрибьюторском дивизионе прозвучало в первые минуты торжественного открытия конференции Softeach-2006. Краснов сказал несколько теплых слов в адрес Юрия Ходоса, одарил его бесплатным двухнедельным путешествием в любую страну и, пожелав успехов на новом месте работы, выразил уверенность в том, что «перемены пойдут на пользу и Юрию, и компании», а их пути еще пересекутся. В ответном слове Ходос поблагодарил партнеров Verysell за многолетнее сотрудничество и, не объяснив причин увольнения, занял место в президиуме — рядом с новым председателем правления и управляющим директором Verysell Distribution Христо Каракашевым. Зал поднялся, последовали продолжительные аплодисменты.

В дальнейшем, на протяжении шести дней работы форума, траектории Каракашева и Ходоса пересекались нечасто, а их публичные контакты были сведены к минимуму. Следуя правилам приличия, стороны сохраняли внешние признаки доброжелательности, но напряжение между «бывшим» и «новым» скрыть не удавалось (если его вообще кто-то пытался скрыть).

Проработавший в Verysell более восьми лет Юрий Ходос олицетворял собой успешное развитие компании и определенный стиль управления. Этот стиль менеджмента, при котором мотивация сотрудников и партнеров к плодотворной деятельности основана на личных отношениях и симпатиях, принято называть личностно-ориентированным, или «эмоциональным». Ходос подчеркнул: «Работая в Verysell, я всегда старался следовать принципу «хочешь управлять людьми — следуй за ними». Такое управление обеспечило подъем оборота Verysell Distribution в несколько раз — до 211 млн долл. в 2005 году, что составило 54% совокупного оборота группы Verysell.

Теперь на смену «эмоциональному» менеджменту приходит жесткий корпоративный стиль управления. Он, прежде всего, подразумевает поощрение конкуренции внутри коллектива. При этом обязанности сотрудников жестко разделяются, результаты деятельности каждого из них дискретизируются, устанавливаются строгие показатели производительности и успешности.

Внедрить новый стиль управления в Verysell Distribution поручено Христо Каракашеву. Он практически не работал в ИТ-сфере, но имеет великолепное образование (закончил аспирантуру Венского университета экономики Wirtschaftsuniversitat Wien) и опыт управления крупным корпоративным бизнесом (8,5 лет руководил продажами бытовой техники в Philips). Подчеркнем: руководство Verysell указывает в качестве основной причины увольнения Ходоса именно необходимость в смене стиля управления.

Работа над ошибками

Изменение методов управления в Verysell Distribution обосновано руководством холдинга очень добротно. По словам Краснова, в течение последних пяти лет группа Verysell исповедовала стратегию диверсификации. Она предусматривала сбалансированное развитие дистрибьюторского направления, а также бизнеса в областях системной интеграции, консалтинга и прочих ИТ-услуг. В основном поставленная цель была достигнута: сегодня два бизнес-направления почти равнозначны по оборотам. Вместе с тем Краснов признал, что дивизион услуг отчасти рос за счет интересов дистрибьюторского подразделения Verysell — якобы, человеческих и финансовых ресурсов на всех не хватало.

Проработавший в Verysell более восьми лет Юрий Ходос (вверху) олицетворял собой определенный стиль управления компанией. Новый глава Христо Каракашев считается сторонником жесткого менеджмента «западного» образца

Теперь настало время «заплатить долги и исправить ошибки, допущенные в процессе диверсификации». Методов исправления ошибок предложено два. Первый подразумевает активное инвестирование в развитие Verysell Distribution, а второй — смену стиля управления.

«Может быть, так совпало, а может быть, тут и то, и другое, но новый этап развития Verysell Distribution связан со значительными изменениями в менеджменте, — говорит Краснов. — Для обеспечения дальнейшего роста бизнеса такого масштаба он нуждается в управлении на основе корпоративного стиля. К сожалению, Юрий Ходос решил попробовать себя в новом качестве. Мы рассчитываем, что это будет единственное изменение в команде топ-менеджеров Verysell Distribution. Сергей Алещенко по-прежнему остается коммерческим директором компании, причем его компетенция и полномочия расширяются».

Христо Каракашев поддерживает своего шефа: «Verysell Distribution достигла той критической массы, при которой отказ от процессуального корпоративного менеджмента чреват стагнацией и потерей позиции лидера рынка. Это — естественный эволюционный этап в жизни каждого растущего предприятия».

Новый управляющий директор Verysell Distribution вкратце пояснил, как дальше будет развиваться компания. Отметим, что стратегия Каракашева практически идентична стратегии его предшественника. Так, Каракашев намерен расширять спектр дистрибьюторских услуг — разрабатывать новые схемы финансирования проектов, усиливать экспертно-консультационную деятельность. Говорит он и о планах усиления кооперации при оказании дистрибьюторских услуг: нужно обеспечить активное взаимодействие с производителями, системными интеграторами и заказчиками в ходе выполнения проектов. «Наша цель — сфокусироваться на тех областях, в которых мы имеем наибольшие опыт и компетенцию», — объясняет Каракашев.

Все это мы уже слышали. Да и о реформировании системы управления в Verysell Distribution пресса сообщала регулярно: то Verysell выделяет «коробочное» направление в самостоятельную бизнес-единицу, то снова присоединяет ее к себе. Продуктовая политика Verysell Distribution всегда оперативно изменялась в соответствии с потребностями рынка. Поэтому некоторые сегодняшние «выемки» из продуктового портфеля, включая отказ от дистрибуции малодоходных линеек периферийного компьютерного оборудования, никак не связаны с приходом нового управляющего. Одним словом, всякое бывало в жизни Verysell Distribution, но стиль и имидж компании оставались неизменными — до настоящего момента.

Куда уходит Ходос?

Этот вопрос пока остается без ответа. И не потому, что здесь есть какая-то тайна, а потому, что человек, который мог бы на него ответить, еще сам ничего не решил. Данное обстоятельство, между прочим, тоже довольно ярко характеризует произошедшее в Verysell Distribution.

Вот как Юрий Ходос прокомментировал свой уход: «В течение последних пяти лет наша компания фокусировалась на работе с системными интеграторами, выполняющими «тяжелые» проекты. При этом я всегда смотрел на дело с дистрибьюторской стороны. Такая работа дала мне огромный опыт и привела к решению побывать на другой стороне — очутиться в шкуре системного интегратора. Я пока не готов сказать, где именно и в каком качестве буду работать после ухода из Verysell, но очевидно, что стану заниматься системной интеграцией».

На торжественном закрытии Softeach-2006 первое слово было предоставлено новому руководителю Verysell Distribution. Последовали призывы продолжить работу. Предваряя выступление Ходоса, Каракашев слегка «уколол» его: «Сейчас наверняка притчу какую-нибудь расскажет». И тот не заставил себя ждать: «В одном сказочном государстве султан приказал придворному визирю расписать стены дворца искусными изображениями гор так, чтобы их невозможно было отличить от настоящих. Визирь выслушал приказание и покинул дворец на три года. А когда вернулся, в точности исполнил пожелание султана, но нарисовал и едва заметную тропку, по которой ему довелось пройти во время странствий. Правитель восхитился искусством визиря и попросил показать ему эту тропку. Они ушли по ней в горы и больше не вернулись назад».

Далее в программе — продолжительные аплодисменты, салют, коллективное фото на память и конец «эмоциональной» дистрибуции в Verysell.