На выставке «Инфоком-2006» министр информатизации и связи РФ Леонид Рейман лично перерезал красную ленточку, символизирующую открытие российского офиса, и поздравил руководство BT со знаменательным событием.

British Telecom — один из крупнейших поставщиков телекоммуникационных решений в Европе, Америке и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он специализируется на услугах передачи данных, местной, междугородной и международной связи, организации высокоскоростных каналов связи и подключении к Internet. В группу ВТ входят четыре независимые фирмы. BT Retail обеспечивает широкий спектр услуг для корпоративного рынка. BT Wholesale предоставляет сетевые решения и услуги ISP, провайдерам частных сетей, операторам фиксированной и мобильной связи. BT Global Services предлагает транснациональным компаниям информационные и телекоммуникационные услуги. Наконец, Openreach занимается новым направлением бизнеса — организацией телефонных и Internet-соединений в жилых домах и малых офисах.

British Telecom не скрывает намерения стать мировым лидером в сфере сетевых и информационных технологий. В компании работают 27,5 тыс. человек, а ее услуги доступны в 170 странах. В 60 государствах, включая Украину и Казахстан, BT уже имеет собственные офисы, а в ближайшее время должно открыться представительство в Беларуси. Осуществляя региональную экспансию, оператор «следует» за заказчиками. «Основные клиенты BT — транснациональные корпорации. Они быстро осваивают региональные рынки, что требует от нас расширения географического присутствия», — заявил на церемонии открытия московского офиса президент BT International Франсуа Барро.

Франсуа Барро поставил перед московским офисом ВТ задачу занять на первом этапе 1–3% российского телекоммуникационного рынка

В нашей стране ВТ действует более 12 лет. Открытие местного офиса обусловлено увеличением спроса на услуги со стороны транснациональных корпораций, работающих в России, а также перспективами выхода на мировой рынок ведущих российских предприятий. Здесь компания выполнила уже 234 проекта. Среди ее заказчиков — корпорации Pepsi, BP, Dell, Manpower, Intel, BASF, Uniliver и др. Помимо связного направления BT намерена заниматься в России организацией консалтинговых услуг и профессиональных тренингов для местных партнеров. Сейчас в штат московского офиса входят 26 человек, а спустя год его планируется увеличить вдвое.

На первом этапе Франсуа Барро поставил перед российским представительством довольно скромную по меркам мирового гиганта задачу: в течение ближайших двух-трех лет занять 1–3% местного телекоммуникационного рынка. Поскольку в прошлом году общая выручка операторов связи в РФ составила 23,3 млрд долл., речь идет о доходе 250–750 млн долл.

Британская корпорация использует, как правило, одну и ту же модель выхода на региональные рынки. ВТ «накладывает» собственную IP/MPLS-сеть на имеющуюся кабельную инфраструктуру локальных партнеров. Она арендует каналы связи у местных операторов и на их основе реализует собственные услуги, в том числе высокоскоростного обмена данными, телефонии и видеоконференц-связи. Компания называет создаваемую таким образом IP-сеть «глобальной мультисервисной платформой XXI века». Как отмечает руководство BT, это не просто громкие слова, а реально действующая бизнес-модель. Ресурсы оператора позволяют глобальным корпорациям связывать воедино с помощью технологии VPN все их офисы, разбросанные по странам и континентам.

Хотя в большинстве регионов присутствия у BT нет собственной инфраструктуры, компания берет на себя решение всех проблем клиентов, связанных с организацией доступа к глобальным сетям. Ее сотрудники договариваются с местными сервис-провайдерами об аренде каналов, осуществляют мониторинг услуг и круглосуточную поддержку клиентов на многих языках. В России британский оператор сотрудничает с «Голден Телекомом», «ТрансТелеКомом» и МРК «Связьинвеста».

Помимо услуг мирового уровня и решения специфических рыночных проблем ВТ обеспечивает российским клиентам значительную экономию при обслуживании сетевой инфраструктуры. Благодаря партнерским отношениям с локальными провайдерами оператор может арендовать ресурсы у владельцев кабельных магистралей со значительными скидками, а потому способен предоставлять заказчикам каналы по цене ниже рыночной. Глобальный контракт с ВТ позволяет клиентам подключать к корпоративным сетям новые региональные офисы по гораздо меньшей стоимости, чем в случае их самостоятельного обращения к местным провайдерам.

До недавних пор в России не было оператора, который мог организовать подключение двух офисов предприятия, находящихся на разных континентах, и обеспечить круглосуточную сервисную поддержку. Преимущества услуг ВТ настолько велики, что в ближайшие годы он, вполне возможно, сумеет переманить к себе крупнейших клиентов из категории мировых корпораций. А это — самые доходные заказчики на рынке связи. По нашим сведениям, одним из клиентов BT намерена стать нефтяная компания «Лукойл».

Надо сказать, проникновение глобальных корпораций на российский рынок началось задолго до появления в Москве офиса ВТ. Стоит, например, вспомнить о DHL, которая предоставляет во всем мире услуги экспресс-доставки почтовой корреспонденции. Фактически, сегодня весь отечественный рынок корпоративной почты принадлежит зарубежным игрокам, а не государственному монстру «Почта России». Не произойдет ли столь же массовая миграция абонентов сотовой связи, если в нашей стране появится западный провайдер MVNO? Отметим: конечный пользователь только выигрывает от появления мировых брендов на локальном рынке. Он получает услуги мирового уровня, конкурентное развитие внутренних операторов заметно стимулируется, а стоимость услуг существенно снижается за счет роста конкуренции.


Цифры и факты

В минувшем финансовом году (завершившемся 31 марта 2006 года) оборот группы ВТ составил 19,514 млн фунтов стерлингов, а прибыль до уплаты налогов — 2,04 млн фунтов стерлингов. При этом 35% доходов обеспечили корпоративные услуги связи, 27% — работа с частными абонентами, 26% — межоператорские услуги, 12% — консалтинг и ИТ-проекты. В 2005 году компания потратила на региональную экспансию примерно 10 млрд фунтов стерлингов, а на исследования и разработки — 250 млн фунтов. BT располагает приблизительно 7,5 тыс. патентов. За последние 15 месяцев телекоммуникационный гигант приобрел 11 фирм по всему миру.