О грядущем насыщении рынка сотовой связи в России говорили эдак с 2003 года, но оно произошло так же внезапно, как обычно приходит на московские улицы зима.

Только стоит ли удивляться этой «внезапности», если с конца 2003-го по конец 2005 года совокупная абонентская база сотовых операторов выросла примерно с 40 до 130 млн человек? Коэффициент проникновения услуг к началу нынешнего года достиг 89%, а где-то в III-IV кварталах должен «пробить» 100-процентный барьер. В Москве и Санкт-Петербурге этот барьер давно взят: по данным агентства AC&M, в июне уровень охвата составлял 147 и 128% соответственно.

Конечно, при учете абонентской базы и коэффициента проникновения используются разные внутренние методики участников рынка. Они позволяют записывать в актив той или иной компании множество пассивных абонентов, когда-то купивших SIM-карту и давно «выговоривших» ее первоначальный баланс. Однако даже при самом пессимистичном раскладе доля активных пользователей сотовой связи составляет более 50% всего населения России, включая детей и стариков.

В общем, все, кто был в состоянии купить мобильный телефон, уже это сделали, причем неоднократно. Примечательно, что 100-процентное насыщение рынка достигнуто ровно за 15 лет существования сотовой связи в России, и сегодня можно широко отмечать эту круглую дату. Успехи первого десятилетия были куда скромнее: по сведениям Мининформсвязи РФ, в конце 2001 года в стране насчитывалось меньше 10 млн абонентов, а уровень проникновения услуг составлял считанные проценты.

Нивелирование различий

На недавней конференции «Беспроводная связь в России» президент МТС Леонид Меламед привел интересную справку относительно коэффициента проникновения сотовых услуг и величины ВВП на душу населения в странах СНГ. Неудивительно, что мы со своими 10,7 тыс. долл. государственного дохода на жителя страны уверенно обогнали по развитию сотового рынка Украину (7,2 тыс. долл.) и Казахстан (5,95 тыс. долл.), а о других, менее обеспеченных природными ресурсами государствах и говорить не приходится. Однако история развития отечественного рынка в очередной раз доказала, что Россия не заканчивается Москвой, а только начинается. И когда бывшие столичные, а ныне федеральные операторы GSM устремились в регионы, их блистательные показатели доходности бизнеса стали быстро приближаться к статистике региональных коллег.

Приведем конкретные примеры. В 2002 году средний размер ежемесячной выручки с одного абонента МТС составлял 22,9 долл. Затем он последовательно снижался на 25-30% в год и, наконец, достиг сегодняшних 7-8 долл. Аналогичными темпами изменялась и величина и ARPU «ВымпелКома» — с той лишь разницей, что ее стартовый уровень был на несколько долларов ниже.

Наименьшее относительное падение ARPU за последние четыре года (12-15% в год) испытал «МегаФон», который построил московскую сеть гораздо позже, чем МТС и «ВымпелКом», и не успел собрать сливки на сверхприбыльном столичном рынке. И вот что интересно: теперь тот же «МегаФон» демонстрирует самые высокие среди операторов «большой тройки» показатели доходности с одного абонента. В 2005 году его ARPU составляла 10,9 долл., тогда как у МТС — 8,4 долл., а у «Билайна» — 7,5 долл.

Можно назвать разные причины более плавного снижения доходности абонентов «МегаФона», но общая подоплека такова: оператор оказался лучше адаптированным к работе на низкобюджетном рынке, который представляет собой вся Россия за пределами МКАД. И сейчас у младшего из российских операторов G3 сохраняется определенная фора. Хотя он имеет существенно меньшую долю совокупной абонентской базы, чем МТС и «ВымпелКом», доходность его бизнеса заметно выше.

В 2004-2005 годах расхождение ARPU федеральных и самых успешных региональных операторов сократилось до 2-3 долл. Скажем, в 2004 году средний уровень ARPU ассоциации СМАРТС составлял 10,4 долл., МТС — 12,2 долл., а «ВымпелКома» — даже 10,2 долл. Правда, в следующем году он упал у СМАРТС до 6 долл., чему способствовали конкурентное давление «федералов» и перетекание части высокодоходных абонентов к более сильным и раскрученным брендам.

Что же это было?

Именно во II квартале этого года произошло знаменательное событие, которому участники российского сотового рынка до сих пор не могут дать адекватную оценку. Неожиданно для многих экспертов ARPU российских сотовых операторов довольно ощутимо подросла: у «ВымпелКома» — с 6,6 до 7,5 долл., у МТС — с 6,2 до 7,5 долл., а у «МегаФона» — с 9,9 до 11,1 долл. Как утверждает президент Ассоциации региональных операторов Юрий Домбровский, с июня по сентябрь во многих региональных сетях ARPU также увеличилась на несколько процентов. К концу года, предполагает Домбровский, ее величина будет составлять 6,5 долл., а в следующем году еще немного вырастет.

Прогнозы федеральных операторов относительно дальнейшего поведения ARPU не столь однозначны. Пресс-секретарь МТС Кирилл Алявдин сообщил: ожидается, что в 2006 году средняя выручка с абонента будет соответствовать показателю I квартала, то есть составит 6,2 долл. (хотя в III квартале она должна быть немного большей). В долгосрочной перспективе руководители МТС рассчитывают на положительную динамику ARPU и достижение к 2015 году значения 13 долл. Специалист по связям с общественностью «ВымпелКома» Екатерина Осадчая не указала ожидаемой по итогам года величины ARPU, но отметила, что в I квартале достигнута низшая точка ее падения, после чего стоит надеяться на увеличение этого показателя.

Таким образом, рыночные игроки склонны верить, что точка перегиба на графике изменения ARPU в России уже пройдена. К сожалению, во время написания этой статьи еще не были известны отчеты сотовых компаний за III квартал, которые позволили бы судить, нужно ли расценивать рост показателей доходности в предыдущем квартале как временное явление или как фундаментальную тенденцию. Поэтому стоит обратить внимание на самые важные факторы, повлиявшие на бизнес федеральных и региональных операторов сотовой связи.

Факторы роста ARPU

Во-первых, необходимо учесть повсеместный переход российских операторов на рублевые тарифы с начала 2006 года. В условиях падения курса доллара по отношению к рублю на 5-10% ежегодно введение рублевых тарифов и «переключение» на них основной массы абонентов существенно влияет на общую выручку компаний. Как следствие, падающий показатель ARPU мог стабилизироваться и даже повернуть вспять.

Во-вторых, изменился порядок взаиморасчетов операторов за интерконнект. Кирилл Алявдин утверждает, что раньше у МТС вообще не было утвержденных тарифов на приземление трафика, следующего из сетей мелких региональных компаний. Сейчас, как известно, такие тарифы есть, и они вызывают серьезное недовольство «регионалов». Последние вынуждены платить МТС 1,1 руб. за 1 мин терминируемого звонка, тогда как внутри «большой тройки» действуют более щадящие расценки — 0,95 руб./мин.

После того как Ассоциация региональных операторов России пожаловалась на действия G3 в Федеральной антимонопольной службе, назвав их сговором с целью задушить конкуренцию на сотовом рынке, «ВымпелКом» взял мораторий на повышение тарифов. Он пообещал всем местным операторам приземлять их трафик в свою сеть по 95 коп./мин. Однако другие представители «большой тройки» не поддержали его почин.

Услуги межоператорских соединений, видимо, приносят существенную часть доходов федеральных операторов, поэтому «ВымпелКом» (с I квартала) и МТС (со II квартала) учитывают их при определении величины ARPU. Согласно новому методу подсчета, в I квартале текущего года ARPU МТС должна была составить не 6,2, а 6,6 долл. И наоборот, если пользоваться старой методикой, во II квартале значение ARPU этой компании увеличилось лишь до 7,1 долл. Разумеется, у сотовых операторов выросли и расходы на интерконнект, но, поскольку они относятся к затратной части бюджета, при расчете ARPU их не учитывают.

Аналогичным образом обстоят дела и в региональных компаниях. Конечно, пока ФАС не решит исход судебного дела в их пользу, они будут вынуждены платить МТС и «МегаФону» 1,1 руб. за минуту соединения. Но ведь и федеральные операторы рассчитываются с ними за приземляемые звонки по той же цене. Следовательно, доходы от интерконнекта у «регионалов» выросли и по установившейся практике, их можно включить в подсчет ARPU.

В-третьих, вступил в силу принцип «звонящий платит» (CPP). Эксперты единодушны в том, что введение CPP буквально «перекроит» структуру межоператорского трафика и что это немедленно отразится на финансовой составляющей бизнеса.

Локомотив на запасном пути

В последнюю очередь нужно принимать во внимание развитие услуг с добавленной стоимостью (VAS). На конференции «Беспроводная связь в России» замминистра информационных технологий и связи РФ Дмитрий Милованцев сообщил, что примерно с 2002 года по настоящее время ARPU от дополнительных услуг стабильно колеблется в районе 1-1,2 долл. и не собирается повышаться. Более того, в сети МТС с IV квартала 2004 года по II квартал 2006 года этот показатель снизился с 1,3 до 0,8 долл., практически повторив динамику изменения общей ARPU.

В сети «Билайна» такие услуги (включая передачу SMS и Internet-доступ) исторически обеспечивали 15-17% общего ARPU, а во II квартале нынешнего года их вклад снизился до 13,1%. И хотя российские операторы по-прежнему ссылаются на опыт NTT DoCoMo, который примерно 40% доходов получает благодаря VAS, необходимо констатировать, что в нашей стране сервисам с добавленной стоимостью не суждено стать локомотивом операторского бизнеса. По крайней мере, не с нынешним поколением технологий мобильной связи.

Полгода назад аналитики КПМГ распространили отчет, в котором утверждалось, что европейские абоненты (к которым можно с определенной погрешностью причислить и российских) не хотят платить за дополнительные сервисы больше, чем они уже платят (те самые 15-20% ARPU). У европейцев и японцев — разные менталитет, стиль жизни и культурное наследие, поэтому в России или Западной Европе невозможно повторить фантастический успех i-Mode. Нужно изобретать собственный велосипед, а делать это, как известно, всегда труднее, чем копировать чей-то опыт.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями