У провайдера ArtCommunications, предоставляющего в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге услуги беспроводного радиодоступа по технологии pre-WiMax, недавно появился очень значимый клиент — телекомпания «ТВ Центр».

Важность нового договора заключается не в объемах ожидаемого трафика и соответствующих доходов, а в инновационной модели использования беспроводной сети, выбранной клиентом.

Электропитание радиомаршрутизатора мобильной телестудии осуществляется от автомобильного аккумулятора.

Летом 2006 года руководители утреннего информационного канала «Настроение» компании «ТВ Центр» обратились к ArtCommunications с просьбой организовать через его беспроводную сеть 5G трансляцию в прямой эфир видеосюжетов, снимаемых на улицах Москвы, непосредственно на местах событий. Провайдер предоставил будущему клиенту передвижной абонентский комплект и организовал тестовые испытания услуги. Их результаты устроили руководство «ТВ Центра», и было решено перевести проект на постоянную коммерческую основу. Начиная с августа в телепрограмме «Настроение» можно ежедневно видеть один или несколько сюжетов, которые созданы с помощью мобильной телевизионной студии, действующей на базе сети 5G.

Один из приемо-передающих комплектов расположен статично, на крыше здания, в котором находится офис «ТВ Центра». Второй размещен в обычном микроавтобусе и предназначен для оперативного развертывания в любом месте столицы, где обеспечивается прямая видимость базовых станций беспроводной сети ArtCommunications. В этот комплект входят радиомаршрутизатор InfiNet Wireless со встроенной антенной, закрепляемый на обычном штативе-треноге, мультимедийный ноутбук, камера и набор кабелей для соединения устройств. Электропитание радиомаршрутизатора осуществляется от автомобильного аккумулятора. Благодаря столь простому решению при включенном двигателе машины время работы мобильной телестудии ограничено лишь количеством имеющегося бензина.

Приезжая на место событий, съемочная группа канала «Настроение» развертывает оборудование за 10–15 мин. Самую сложную часть этого процесса, настройку абонентского радиокомплекта на базовую станцию, сотрудники съемочной группы осуществляют совместно с инженерами круглосуточной клиентской поддержки сервис-провайдера. Разумеется, звонить в службу поддержки приходится лишь в тех случаях, когда съемочная группа не может самостоятельно сориентировать антенну радиомаршрутизатора оптимальным образом. ArtCommunications провел предварительный тренинг сотрудников «ТВ Центра», работающих в мобильной телестудии.

В силу того, что используемая для передачи телесигнала сеть основана на технологии pre-WiMax, зона действия мобильной телестудии несколько ограничена. Особенно это касается городских районов с плотной высотной застройкой. Как сообщил технический директор ArtCommunications Алексей Сухов, VIP-клиенту предоставлена карта столицы, на которой отмечены местонахождение 19 БС сети 5G и зоны уверенного приема сигналов.

Весь московский фрагмент сети состоит более чем из 100 точек радиоприсутствия (одно- и многосекторных БС, ретрансляторов и т.д.), но полная информация об инфраструктуре сервис-провайдера не предоставляется даже самым важным клиентам. Сведений о 19 базовых станциях должно хватить для определения нескольких десятков «точек привязки» к местности, в которые может выезжать съемочная группа для выхода в прямой эфир. «Мы работаем над увеличением числа площадок, с которых возможно вещание, — добавил Алексей Сухов. — При наличии доброй воли заказчика компания способна организовать в Москве до 100 таких площадок».

Алексей Сухов: «При доброй воле заказчика мы способны организовать в Москве до 100 площадок, с которых возможно телевещание в прямом эфире»

Продюсер телеканала «Настроение» Алексей Митрофанов полностью удовлетворен итогами первого этапа испытаний передвижной телестудии. Прежде телевизионщикам приходилось использовать для передачи видеосюжетов в прямом эфире мобильные спутниковые студии Fly Way, каждая из которых обходилась в 400 тыс. долл. А передвижная телестудия стоит 15 тыс. долл. (более половины этой суммы приходится на камеру и ноутбук).

Разница в стоимости спутникового и беспроводного мобильного комплектов — весомый, но не единственный критерий выбора технологии вещания. Мобильная Internet-студия (так назвали в «ТВ Центре» решение ArtCommunications) пока не давала сбоев, но основные испытания ее работоспособности — еще впереди. Зимой съемочную группу неизбежно будут «сопровождать» морозы, снегопады и темнота.

Отметим, что беспроводной оператор в состоянии обеспечить ряд возможностей, позволяющих повысить надежность работы мобильной телестудии, но не задействованных в первой фазе проекта. Как известно, для передачи видеоизображения с гарантированным «телевизионным» качеством необходима полоса пропускания 4 Мбит/с. Пока телеканал запросил только 2 Мбит/c, что можно считать компромиссом между уровнем затрат и получаемым качеством. Впрочем, по словам Митрофанова, «уличные» видеосюжеты порой создаются даже с помощью видеокамер, интегрированных в мобильные телефоны, поэтому такой компромисс вполне оправдан. Сухов добавил, что в следующем году завершится модернизация базовой сети, и сервис-провайдер сможет гарантировать предоставление беспроводного канала 5 Мбит/c в любой точке столицы. Тогда качество передачи изображений с мест событий будет полностью соответствовать телевизионным стандартам.

К счастью, проблема непредсказуемых всплесков нагрузки на сеть (и падения производительности канала доступа) не актуальна с шести до девяти часов утра, когда вещает утренний канал. В результате «ТВ Центр» не заказал дополнительную услугу приоритизации полосы пропускания, хотя оборудование InfiNet Wireless позволяет это сделать.

На прежней частоте

ArtCommunications не собирается подавать в Россвязь заявки на лицензию WiMax-оператора и частотные присвоения в диапазоне 2,5–2,7 ГГц. Хотя диапазон, распределяемый на бесконкурсной основе, экономически более выгоден (с точки зрения дальности связи и числа необходимых БС), компания продолжит развивать свою сеть в полосе частот 5,9 ГГц. Как пояснил Алексей Сухов, в крупных деловых центрах на плотность размещения базовых станций влияет, главным образом, не радиус зоны приема сигнала, а нагрузка на сеть. Чем она выше, тем больше требуется точек присутствия оператора. Заодно будет расширяться и территория, на которой возможно установление прямого радиоканала от БС до абонентского терминала.