В текущем году довольно спокойное и методичное развитие операторов мобильной связи было взорвано рядом законодательных инициатив, приблизивших нашу страну к зарубежным моделям рынка.

Речь идет о вступлении в силу Правил оказания услуг сотовой связи и принципа «платит звонящий», а также о последующем демарше операторов «большой тройки», которые подняли тарифы на интерконнект и первую минуту разговора.

Так уж вышло, что кардинальные процессы в отрасли совпали по времени со сменой руководства «Скай Линка», которого в России называют «четвертым федеральным оператором сотовой связи». Главный редактор «Сетей» Игорь Елисеев встретился с новым генеральным директором «Скай Линка» Александром Нестеровым, чтобы узнать, как происходящие на рынке события повлияли на бизнес этой компании и какие задачи она ставит перед собой в сложившейся ситуации.

Сотовые сети CDMA под брендом «Скай Линк» действуют во многих субъектах РФ, но лицензионная территория оператора является гораздо большей. Как обстоят дела с запуском в коммерческую эксплуатацию сетей на остальной части этой территории?

В нынешней ситуации расширение лицензионной территории не является приоритетной задачей компании. Основная наша цель – развиваться максимально быстрыми темпами в тех ключевых регионах, где «Скай Линк» уже присутствует. Нам необходимо реализовать конкурентные преимущества в сфере мобильной передачи данных и обеспечить абонентов «тяжелым» контентом, который недоступен в сетях других мобильных операторов из-за низкой скорости передачи данных. В ближайшей перспективе мы намерены сформировать новый сегмент рынка мобильной связи и позиционировать «Скай Линк» как технологического лидера, который предоставляет качественно новые услуги, характерные для сетей 3G. Такой потенциал есть, и все ресурсы «Скай Линка» направлены на органический рост, а не на поглощения и освоение новых территорий.

Александр Нестеров: «Основным побудительным мотивом прихода в «Скай Линк» абонентов была доступность безлимитных голосовых тарифов, и мы, так или иначе, нашли свою аудиторию. Я уверен, что эти люди будут охотно пользоваться и неголосовыми сервисами, в том числе SkyTurbo»

Очень важно правильно расставить акценты развития бизнеса в том или ином регионе. Мы определяем такие приоритеты, исходя из экспертных оценок состояния и потенциала рынка. Основными генераторами доходов и «локомотивами» проекта по-прежнему являются Москва и Санкт-Петербург. Неплохую динамику и интересный опыт демонстрируют города-«миллионники» Ижевск, Новосибирск, Краснодар и Екатеринбург.

Всего под брендом «Скай Линк» в режиме коммерческой эксплуатации действуют сети в 25 субъектах РФ. В ближайшие месяцы к ним добавятся Волгоград, Барнаул, Киров, Рязань, Тюмень и Ульяновск. Во всех остальных регионах, на которые получены лицензии, мы также начали работать и строить сетевую инфраструктуру, но каждый из этих регионов характеризуется разным весом в нашей бизнес-стратегии. Так что наши прежние заявления, связанные с освоением лицензионной территории, – полностью в силе, хотя тактически мы корректируем свои планы с учетом вновь возникающих факторов.

Значит, услуги «Скай Линка» пока доступны только жителям крупных городов России?

Логика развития любого здорового бизнеса требует заполнения всей свободной территории, но всегда проще идти по пути наименьшего сопротивления. Рынок, по понятным причинам, не везде имеет одинаковый потенциал, и мы начинали в местах наибольшей концентрации платежеспособного спроса. Формируя новый сегмент телекоммуникационного рынка, мы ориентируемся, в первую очередь, на тех людей, которые по их потребностях находятся «впереди планеты всей». Большинство из них, естественно, сосредоточены в крупных городах. Распылять силы на значительных территориях, не «закрыв» полностью мегаполисы, было бы нерационально.

Правда, в ряде регионов исторически сложились центры деловой активности, отличные от административных центров субъектов Федерации. Мы учитываем эти города в своих бизнес-планах. Да и сосредоточенные вокруг мегаполисов города-спутники тоже попадают в зону обслуживания наших сетей.

Важно то, что расширение географического присутствия «Скай Линка» означает не только увеличение зоны покрытия базовой сети в конфигурации cdma 20001X (скорость мобильной передачи данных – до 153 Кбит/с), но и возможность ее апгрейда для высокоскоростной передачи данных в стандарте EV-DO (до 2,4 Мбит/с). В обеих российских столицах мы уже освоили эту технологию, и теперь будем транслировать свой опыт в регионы.

Какие изменения вашего подхода к ведению бизнеса были вызваны структурными преобразованиями в отрасли, произошедшими за последний год?

Все, что нас не убивает, делает нас сильнее. Самое главное состоит в том, что прежняя стратегия нишевого позиционирования меняется на стратегию рыночной дифференциации. Наша компания не намерена быть дискаунтером в премиум-сегменте и конкурировать на поле голосовой связи с операторами GSM, используя довольно «узкое» преимущество – безлимитные голосовые тарифы. У нас есть более глобальное конкурентное преимущество, на котором и основана наша стратегия.

«Скай Линк» – уникальный оператор, предоставляющий, прежде всего, возможности высокоскоростной мобильной передачи данных. В этом состоит его основное отличие от мира GSM, но мы отдаем себе отчет в том, что в представлении некоторых абонентов компания еще некоторое время будет оставаться поставщиком дешевых услуг безлимитной передачи голоса.

Нужно ли понимать Вас так, что «Скай Линк» собирается окончательно сворачивать подключения по безлимитным тарифным планам?

Я хотел бы более четко расставить акценты. Мы стремимся дать абоненту новый набор услуг, добавить к голосовой связи новые возможности, за которые он уже сейчас готов платить. Мы добавляем в тарифные планы, которые использовались для неограниченного телефонного общения, возможность высокоскоростного Internet-доступа, но при этом ограничиваем максимальный объем голосового трафика. С сентября в московской сети минимальный «пакет» трафика данных увеличился в пять раз.

Если абонент привык к определенной модели потребления услуг, то для его перехода на новую модель могут потребоваться годы. Поэтому сейчас мы предлагаем клиентам попробовать нечто новое, не лишая их того, что у них уже есть.

Стоит ли ожидать появления в вашем портфеле тарифного плана с неограниченным трафиком данных?

В ближайшее время мы не будем предлагать безлимитный мобильный Internet-доступ, поскольку это не оправданно ни с технической, ни с коммерческой точек зрения. Сначала нужно проанализировать, зачем вообще абоненты покупают «безлимитку». Конечный пользователь сети «Скай Линк» ежемесячно «качает» в среднем 30–35 Мбайт (редко – 1 Гбайт и больше). И как свидетельствует опыт голосовой «безлимитки», основным его мотивом зачастую является не возможность говорить по телефону бесконечно долго, а тот факт, что ему не приходится ежедневно подсчитывать расходы на связь.

Не возникнут ли проблемы с наличием свободных частот при массовом развертывании сервисов высокоскоростной передачи данных SkyTurbo в Москве и регионах?

При плановом росте абонентской базы емкости имеющегося частотного ресурса достаточно для реализации планов запуска SkyTurbo как в Московской области, так и в других регионах России. По мере увеличения абонентской базы и дальнейшего развития мультимедийных услуг мы будем ориентироваться на освоение диапазона 2,1 ГГц и построение двухдиапазонной сети в Москве и Санкт-Петербурге.

Что же касается бизнес-аспектов, запуск сервисов на базе EV-DO упрощает, а не усложняет нашу работу. Переходя в сегмент высокоскоростных неголосовых услуг, мы существенно повышаем операционную маржу и достигаем таких показателей, которые раньше были для нас запредельными. А поскольку мы называем себя «инновационным оператором», техническая составляющая нашей деятельности должна опережать все остальные стороны.

Собираетесь ли вы прекратить выдачу абонентам прямых городских телефонных номеров, к которым они также привыкли?

Мы рассматриваем два возможных варианта, позволяющих продолжить предоставление абонентам местных городских номеров: это получение лицензии оператора местной/зоновой телефонной связи либо аренда номерной емкости у проводных операторов.

Одним из главных «драйверов» 3G-услуг аналитики считают видеотелефонию. Однако сейчас в сети «Скай Линк» предлагаются лишь «односторонние» видео­сервисы, такие как видеонаблюдение и мобильное ТВ. С чем связана такая осторожность при выводе на рынок новых услуг?

Любые мультимедийные сервисы – это реальные продукты, раскрывающие наши конкурентные преимущества, а не «имиджевые» услуги, о которых надо успеть заявить. От видеозвонков по мобильной сети нас отделяет только один шаг, и мы планируем его сделать в 2007 году. Нам необходимо основательно просчитать бизнес-модель, но у нас нет каких-либо серьезных технических преград для запуска этой услуги в нашей сети. Для организации полноценной видеосвязи требуются высокая скорость обратного канала (от абонента), соответствующее терминальное оборудование и платежеспособный спрос, формированием которого мы активно занимаемся.

Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге в режиме опытной эксплуатации работает мобильное телевидение (видеотека по запросу, удаленное видеонаблюдение), и мы готовимся к его переводу в режим коммерческой эксплуатации. Вместе с тем известно, что подавляющая часть доходов от передачи данных по сети EV-DO приходится на электронную почту и скачивание файлов из Internet. А 70–80% общей выручки операторов сотовой связи все еще обеспечивает передача голоса. Зато услуги передачи данных, на которые приходятся оставшиеся 20–30%, дают им гораздо большую маржу.

Какова официальная реакция «Скай Линка» на введение принципа CPP и установление «большой тройкой» разных тарифов на приземление трафика из «своих» и «чужих» сетей?

Принцип «звонящий платит» успешно действует во многих странах и, безусловно, соответствует интересам абонентов. Мы смогли довольно просто адаптировать действующие тарифные планы к новым требованиям регулятора, поскольку абсолютное большинство наших предложений – безлимитные тарифы, в которых входящие звонки не тарифицировались изначально.

Тенденция перехода наших абонентов к услугам скоростной передачи данных стихийно наметилась в начале 2006 года. С января по сентябрь трафик московской сети EV-DO увеличился на 50%, и при имеющейся тенденции удвоение его объема – уже не за горами. Введение СРР стало для нашей компании хорошим импульсом к развитию в качестве полнофункционального оператора 3G, и наиболее заметный скачок спроса на услуги SkyTurbo произошел именно после 1 июля.

Доля неголосовых услуг в масштабах всей федеральной сети «Скай Линк» составляет порядка 15% ARPU, а в некоторых регионах она достигает 50% (например, в Краснодаре). К 2008 году по уровню доходов от передачи данных мы планируем выйти на уровень 40% ARPU, в первую очередь – за счет предложения «тяжелого» мультимедийного контента.

Как Вы полагаете, на чем основана взаимосвязь между введением CPP и ростом мобильного трафика передачи данных?

Возможно, люди решили, что стоимость исходящего трафика вырастет, и стали «выжимать» из услуг передачи данных все что можно. Не стоит забывать, что значительное число наших пользователей одновременно являются абонентами сетей GSM. К этому факту мы относимся без ревности, так как хорошо понимаем, зачем им нужны.

Основным побудительным мотивом прихода в «Скай Линк» абонентов была доступность безлимитных голосовых тарифов, и мы, так или иначе, нашли свою аудиторию. Я уверен, что эти люди будут охотно пользоваться и неголосовыми сервисами, в том числе SkyTurbo. В современном мире информация является важнейшим ресурсом, а доступ к ней – вопросом выживания и успеха в бизнесе. Наша аудитория это прекрасно понимает.

А сдерживают ли развитие вашей компании новые тарифы на интерконнект, навязываемые «большой тройкой» сотовых операторов GSM?

Стоимость минуты эфирного времени – базовая единица себестоимости услуг любого мобильного оператора. Естественно, после изменения расценок на интерконнект определенный элемент свободы при выводе на рынок новых тарифов был для нас утерян. В сложившейся ситуации мы видим выход в том, чтобы без повышения стоимости телефонных звонков предложить клиентам пакет таких услуг, за которые им будет не жалко платить дополнительные деньги.

Если мы говорим о соответствии корпоративных преобразований «Скай Линка» глубинным структурным изменениям рынка, то нужно думать не только об изменении тарифных планов. Необходимо также «опробовать» смежные рынки услуг связи, в частности – сегмент пакетной передачи голоса. И таких «субрынков», которые можно заставить работать на наш основной бизнес, достаточно много.

Как Вы считаете, почему любой российский рынок (не важно – нефтегазовый или телекоммуникационный) всегда тяготеет к олигополии? В западных странах таких проблем с монополизацией не возникает, хотя там тоже действуют по 3–4 оператора.

Вопрос нужно разделить на две части: анализ истории и текущего момента. На западе 200 лет построения буржуазного общества не прошли даром: они привели к формированию определенной ментальности. Если сегодня там кто-то увидит, скажем, что автомобиль превысил скорость, он тут же сообщит об этом полиции. У нас такой культуры взаимодействия с властью попросту нет. Однако я не стал бы говорить о том, что за деятельностью зарубежных операторов никто не следит. Взять хотя бы проблему регулирования тарифов на роуминг, в процесс решения которой периодически вмешивается Европейская комиссия.

Рынок сотовой связи не должен быть сильно диверсифицированным, но поначалу в нашей огромной стране лицензии выдавались отдельно на каждый регион, а теперь эти ресурсы постепенно собираются воедино. Таким образом, отечественный рынок находится под влиянием двух противоположных тенденций – концентрации капиталов и инерционных процессов, запущенных в стране еще 75 лет назад. Все мы в России (и тот, кто двигает бизнес вперед, и тот, кто сидит в кресле регулятора) родом из детства, и от этого тяжелого наследия трудно избавиться в одночасье. Радует то, что мы стали понимать, куда и зачем нужно идти.

Какая часть абонентской базы «Скай Линка» относится к категории корпоративных клиентов? И насколько существенна разница в ARPU и соотношении доходов от голосовых услуг/передачи данных, обеспечиваемых частными и корпоративными клиентами?

Корпоративные пользователи составляют порядка 10% нашей абонентской базы. Средний объем трафика данных в пересчете на одного абонента – примерно 30 Мбайт в месяц. У самых активных пользователей месячный трафик SkyTurbo зашкаливает за 2 Гбайт.

В нашей сети ARPU корпоративных и индивидуальных пользователей различаются несущественно. Дело в том, что довольно много мелких предпринимателей подключены по обычным тарифам (предназначенным для индивидуальных пользователей), хотя и применяют услуги «Скай Линка» для нужд бизнеса. Это справедливо и в отношении новейших сервисов, которые позволяют организовать, например, видеонаблюдение за строящимися объектами, торговыми точками и т.д.

В целом, у корпоративных клиентов объем передаваемых данных – в полтора-два раза больше, чем у индивидуалов. Оно и понятно, ведь в первом случае имеет место «промышленное» использование наших услуг для решения бизнес-задач – таких как обслуживание банкоматов и телеметрия.

Не намерена ли компания начать игру на поле МРК «Связьинвеста», предоставляя услуги беспроводной телефонизации населенных пунктов?

Мы об этом думали, и у нас готовы определенные технические решения. Однако здесь нам придется иметь дело совсем с другим сегментом телекоммуникационного рынка. Скажем, в Китае, где рынок сотовой связи контролируется государством, CDMA-сети широко применяются для телефонизации удаленных населенных пунктов. Для данной цели требуется вполне определенная модель построения сети: устанавливаются базовые станции с максимально большим радиусом действия и отключенной функцией хэндовера.

Наша компания воспринимает себя как инновационного оператора, ориентирующегося на высокоскоростной Internet. Значит, на той же территории обслуживания нам понадобится разместить вдвое-втрое больше БС и обеспечить поддержку EV-DO. Тогда мы сможем в комплексе предоставлять домашним пользователям услуги телефонии и высокоскоростного доступа к Internet, не превращаясь в обычного оператора, который занимается телефониза­цией труднодоступных районов.

Скоро ли в портфеле «Скай Линка» появятся услуги, основанные на конвергенции фиксированных и мобильных сетей, – подобные тем, которые демонстрировали на выставке «Связь-Экспокомм» компании МТС и МГТС?

МГТС и МТС в развитии своих базовых технологий уже достигли потолка. Для того чтобы придать дополнительные конкурентные преимущества своим продуктам, они вынуждены объединяться. Мы же пока не «выбрали» ресурс своей технологии третьего поколения, а потому сосредоточены на развитии внутрисетевых мобильных сервисов. Однако можно не сомневаться, что «Скай Линк» в состоянии развернуть аналогичные FMC-продукты, но на более высоком качественном уровне. Со временем мы придем к этому, поскольку любой оператор, нацеленный на деловых пользователей, обязан заботиться о создании единого информационного пространства для бизнес-сообщества, которое пользуется как мобильной, так и фиксированной связью.

А как Вы относитесь к идее внедрить принцип переносимости мобильных номеров (MNP)?

Предварительно всегда нужно оценивать степень развития имеющегося рынка и потребности абонентов. Как пользователь сотовой связи я голосую за MNP, но как эксперт утверждаю, что эту проблему необходимо как следует изучить. Нужно идти в заданном направлении, но очень аккуратно.

Переход к MNP надо рассматривать как стимул для операторов, заставляющий их повышать качество услуг. У рыночных игроков всегда есть сотни способов обхитрить закон. Если переносимость номеров приведет к потере абонентов, то операторы договорятся между собой о введении платы за регистрацию новых пользователей или о других механизмах компенсации потерь. Но коль скоро мы заявляем о желании повысить качество обслуживания абонентов посредством механизма переносимости номеров, любые игры с повышением тарифов или введением платы за подключение идут вразрез с декларируемыми принципами. И в этом случае лицемерие операторов очень трудно завуалировать какими-либо аргументами.


 

Наша справка

Лицензионная территория «Скай Линк» включает в себя 67 регионов России. В них компания является акционером операционных фирм, которые находятся на разных этапах построения сетей в рамках этого общефедерального проекта. Первые фрагменты сети cdma 450 начали работать в 2002 году (Санкт-Петербург) и 2003 году (Москва). Общее число абонентов группы компаний на сегодняшний день — более 385 тыс.