На рынке офисной телефонии для малых предприятий сложилась интересная ситуация. Придя в магазин, чтобы приобрести обычную офисную АТС, покупатель обнаруживает там большое количество офисных телекоммуникационных решений с разным набором функций.

Попробуем систематизировать такие решения, предназначенные для сегментов малого бизнеса и SOHO. Для этого разделим их на две основные группы: продукты на базе коммуникационных серверов и на основе технологий одноранговых коммуникаций (P2P).

Коммуникационные серверы

Офисную АТС часто называют «управляющим коммуникационным сервером». Но откуда взялось такое специфическое название? Все очень просто. По сравнению с прошлым веком технологии корпоративной телефонии шагнули далеко вперед, и возможности коммуникационного сервера уже не ограничиваются функциональностью простой АТС, цифровой или аналоговой. Современный коммуникационный сервер одновременно является и цифровой АТС, и устройством многопользовательского доступа к Internet, и платформой для развертывания программных приложений. С его помощью можно решать все вопросы организации связи в офисе и обеспечивать доступ к внешним информационным ресурсам.

Эти решения содержат полный набор интерфейсов (аналоговых, цифровых ISDN BRI, PRI, ADSL), необходимых для подключения к внешним сетям, и внутренних абонентских портов (как аналоговых, так и цифровых). Такие опции, как голосовая почта, автосекретарь, музыка в период ожидания ответа, могут быть интегрированы прямо в сервер — установка дополнительных внешних устройств не требуется.

Стоимость подобных систем сравнительно невысока: стартовая цена может составлять всего 200 долл. Это очень важно для небольших компаний, только начинающих свою деятельность. А простота установки и обслуживания управляющих коммуникационных серверов сводит к минимуму время простоя системы.

Среди множества коммуникационных серверов для малых предприятий встречаются решения с поддержкой IP-телефонии. Подразумевается, что система предоставляет возможность подключения и IP-телефонов, и оборудования оператора связи, необходимого для выхода в телефонную сеть общего пользования (ТфОП). Большинство современных систем поддерживают протоколы пакетной передачи голоса H.323 и SIP. Однако IP-платформы позволяют реализовать и такие сценарии работы, которые не обеспечиваются обычными цифровыми АТС. Среди них — применение более дешевых каналов телефонной связи (через Internet/IP-сети), использование единой LAN-инфраструктуры для передачи голоса и данных.

Одноранговые системы

Принципиально иной тип решений представляют собой одноранговые системы. В них нет коммуникационной платформы, АТС или коммутатора. Оконечные устройства, IP-телефоны, «общаются» напрямую, без помощи дополнительного оборудования, отвечающего за коммутацию соединений. Весь интеллект коммуникационной платформы «заложен» в программное обеспечение отдельно взятого клиентского устройства.

Подчеркнем: речь идет именно об IP-телефонах. При первичной установке в каждый телефон заносится таблица соответствия IP-адресов телефонным номерам. После этого с каждого аппарата можно напрямую звонить на другой IP-телефон, набирая его внутренний номер. Телефоны допускается подключать к общей компьютерной сети компании, но, хотя такое решение рассчитано максимум на 20 абонентов, не стоит забывать об обеспечении качества обслуживания. Следовательно, LAN-среда, как минимум, должна быть коммутируемой, а использование в ней концентраторов не допускается.

Интеллектуальность телефонов в P2P-решении не ограничивается функциями коммутации двух абонентов. Каждый телефон способен самостоятельно организовывать сеансы конференц-связи, проигрывать музыку на удержании вызова, осуществлять трансфер, переадресацию вызовов и другие ISDN-функции. Непосредственно в сами устройства на программном уровне может быть встроена голосовая почта.

Для выхода в ТфОП и подключения к Internet в P2P-решении применяются специальные шлюзы. Как правило, такой шлюз снабжен цифровыми интерфейсами (ISDN BRI) для подключения к ТфОП или сети телекоммуникационного оператора. В нем также есть широкополосный интерфейс передачи данных ADSL, служащий для подсоединения к Internet. Используются и аналоговые порты — для подключения аналоговых устройств (офисных телефонов и факсов). Шлюз может быть настроен на работу в сетях международных провайдеров SIP-телефонии.

Решения P2P очень просты в установке и эксплуатации. Их инсталляция занимает не более двух часов, а настройка осуществляется через Web-интерфейс с персонального компьютера.

Что в итоге?

Применение одноранговых систем — это инновационный подход к организации телефонии в малых офисах. Традиционные решения используются достаточно давно, а системы P2P только начинают осваивать рынок корпоративного коммуникационного оборудования.

Коммуникационные серверы с поддержкой и без поддержки IP-телефонии предназначены для предприятий со штатом 30-50 человек. Серверы с возможностями VoIP пользуются меньшей популярностью в сфере малого бизнеса, так как они дороже обычных цифровых АТС. IP-серверы чаще применяются в филиалах более крупных компаний, где такие затраты оправданны.

В отношении абонентской емкости решения P2P более компактны, чем традиционные офисные станции. Однако они и более надежны, поскольку в них отсутствует центральный коммуникационный элемент. Конечно, такое решение дороже простого цифрового сервера. Зато с точки зрения экономии на телефонных переговорах, использования единой LAN-инфраструктуры и расширяемости P2P-решений их выбор более обоснован в долгосрочной перспективе.

Антон Костин (anton.kostin@siemens.com)— ведущий специалист по продуктам для корпоративных сетей департамента «Телекоммуникации» компании Siemens

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями