Может ли российский телекоммуникационный рынок быть полностью саморегулируемым? Способны ли его участники решать наболевшие проблемы взаимодействия сетей и взаиморасчетов за услуги без привлечения административных ресурсов? И что, кроме благодатной почвы для возникновения скандалов и развития коррупции, может дать вовлечение госструктур в процессы рыночного регулирования?

На специальной пресс-конференции глава «ВымпелКома» Александр Изосимов доказывал, что рынок мобильной связи России всегда развивался без «руководящей и направляющей» воли государства. Именно поэтому, считает Изосимов, обеспечены быстрое проникновение услуг и высокие темпы капитализации основных игроков. А увеличение роли регулятора приведет лишь к снижению инвестиционной привлекательности данного сектора экономики. Глава «ВымпелКома» выразил желание найти общий язык с региональными сотовыми операторами.

Конкуренты «Билайна» по «большой тройке» почему-то не поддержали его антирегуляторную риторику. Возможно, причина — в том, что о приравнивании операторов G3 к естественным монополистам первым заговорил Виталий Слизень. Утверждают, что после безнадежной борьбы за пост генерального директора «Связьинвеста» он попал в опалу к руководству Мин­информсвязи, которое теперь встречает в штыки любое его высказывание. И, похоже, отлично осведомленные о внутриведомственных раскладах руководители оставшейся «двойки» решили попросту не обращать внимания на предложения Слизеня.

Еще одна причина может заключаться в том, что представители МТС и «МегаФона» не видят для себя ничего страшного в перспективе применения к рынку административных рычагов. Назовите хоть одного отечественного монополиста, которому живется плохо в нашей стране! Кроме того, проявилась макроэкономическая тенденция огосударствления частного бизнеса. В этих условиях лучше не дуть против ветра, а постараться найти оптимальный вариант сближения с властью.

Вторая версия гораздо неприятнее первой, и хочется надеяться, что она неверна. Но осадочек все равно остается, ведь государство и операторы лишь в последнюю очередь думают о том, как отразится на абонентах та или иная политика. Дискуссии о ценовом сговоре «большой тройки» уже утихли, хотя ФАС так и не получило от операторов исчерпывающих объяснений. CRM-системы, призванные повысить лояльность абонентов, крупнейшие сотовые компании внедрять пока не торопятся (единственное решение такого класса работает у «МегаФона»). Да и куда бежать разочарованному клиенту? Кругом — Россия.

Игорь Елисеев главный редактор, i_eliseev@osp.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями