Екатеринбург

Законодательные инициативы в сфере связи, заметно изменившие ландшафт отечественного телекоммуникационного рынка, обсуждаются не только в Москве, но и в других крупных региональных центрах. 17 августа при участии ведущих сервис-провайдеров в Екатеринбурге прошел «круглый стол» под названием «Новый закон «О связи»: кому позволено остаться на рынке IP-телефонии». Специалисты обсудили вопросы развития IP-телефонии и пришли к единому мнению, что вскоре на нем останутся лишь крупные игроки. Более мелким придется либо перейти «под крышу» крупных компаний, либо сменить профиль деятельности.

До нынешнего года IP-телефония считалась в нашей стране наиболее ликвидным сегментом рынка телекоммуникаций. По некоторым данным, в 2005 году суммарный доход «карточных» провайдеров составил не менее 250 млн долл., увеличившись по сравнению с позапрошлым годом практически вдвое. Однако изменения в российском отраслевом законодательстве заставили операторов IP-телефонии искать новую стратегию ведения бизнеса.

Обсуждая в рамках «круглого стола» актуальность принятых поправок к закону «О связи», провайдеры признали: рынок и технологии развиваются столь стремительно, что закон отстает от них уже на несколько лет. Пять лет назад понятия «качество сервиса» и «IP-телефония» были принципиально несовместимы, а соответствующий рынок не интересовал ни традиционных операторов, ни регулирующие органы. Но как только IP-технологии начали обеспечивать гарантированное качество услуг и легкость их предоставления, они сразу привлекли к себе внимание акул бизнеса и властей. Тут же появилась необходимость в упорядочении рынка IP-телефонии и разработке системы его регулирования. «Раньше рынок IP-телефонии напоминал огородное товарищество, — прокомментировал ситуацию управляющий уральской компании «Мультителеком» Игорь Молчанов. — Теперь создается цивилизованное сообщество, в котором каждый знаком с правилами игры».

Дополнения к закону «О связи» разделили всех операторов на поставщиков услуг местной, зоновой и дальней связи. Второе важное изменение таково: передача речевой информации по пакетным сетям удалена из перечня телематических услуг и выделена в отдельную услугу. Те, кто хотят оказывать услуги передачи голоса с помощью пакетных технологий, должны получить соответствующие лицензии и подготовить сети к эксплуатации согласно новым требованиям. Крупный бизнес может себе позволить проектирование, строительство и содержание территориально распределенных сетей и сооружений связи. Другим участникам рынка решать такие задачи намного сложнее, поэтому они могут заключать договоры с крупными компаниями-лицензиатами и пользоваться их оборудованием.

«Ничего катастрофического с принятием поправок не произошло, — считает технический директор ОАО «Сеть Цифровых Каналов» Владимир Казанцев. — В дальнейшем рынок IP-телефонии сможет активно развиваться и укрепляться. Его основными действующими лицами станут не только российские, но и иностранные фирмы». Наибольший рост прибыли придется на дополнительные сервисы (переадресация звонков, голосовая почта, мгновенная передача сообщений).

Между тем часть пользователей, недовольных удорожанием услуги, отправилась на поиски альтернативной связи. Ряд Internet-сервисов, число которых с каждым месяцем растет, обеспечивают организацию бесплатных голосовых вызовов без выхода в сети общего пользования, а за небольшие деньги — и соединения с ТфОП, где уже вступают в силу механизмы нормативной регуляции. Все, что требуется пользователям, — бесплатно скачать и установить на ПК клиентскую программу.

Итак, весь рынок IP-телефонии разделился на две части. Первую образуют операторы, работающие полностью в рамках закона. Во вторую входят те, кто балансируют на тонкой грани между дозволенным и запрещенным. Именно эта тема вызвала наибольший интерес на «круглом столе». По мнению Руслана Разуваева, широкое распространение в России новых способов коммуникаций через Skype, Google-talk и т.п. придется на 2008 год. Одноранговые Internet-сервисы окажут серьезное давление на рынок традиционной телефонии, что вновь заставит законодателей поменять правила игры.

Впрочем, регулировать отношения внутри Internet-сообщества государству будет очень непросто. «Любой человек может установить ПО Skype на компьютер или сотовый телефон, и никто не помешает ему общаться с другими пользователями этой системы, — считает руководитель проекта Nag.ru Павел Нагибин. — В скором времени корпоративные клиенты тоже начнут переходить на решения, в рамках которых общение не контролируется провайдером, оператором либо надзорными органами. Число учрежденческих АТС, поддерживающих протокол IP, стремительно растет, а VoIP все больше смещается в нерегулируемую область».

Бороться с этой общемировой тенденцией бесполезно — какими бы законодательными ухищрениями не пользовались наши чиновники. В связи с этим участники «круглого стола» вспомнили о том, что бизнес — по сути, саморегулируемая структура, и государство не должно брать его под контроль. Задача власти состоит лишь в законодательном закреплении тех взаимоотношений, которые в данный момент помогают бизнесу полноценно развиваться.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями