Весной 2004 года новая компания «Телфин» впервые в России предложила услугу «Безлимитный мир», предполагающую телефонную связь почти со всеми странами за небольшую фиксированную плату.

Начало работы этого оператора IP-телефонии казалось многообещающим, но впоследствии шум вокруг него заметно поутих. О том, как развивается бизнес «Телфина» на самом деле, корреспонденту «Сетей» Дмитрию Желвицкому рассказал его генеральный директор Сергей Жидких.

Почему после нескольких месяцев проведения маркетинговых акций соответствующая активность «Телфина» заметно снизилась?

Действительно, мы практически отошли от рекламы в традиционных средствах массовой информации, поскольку она оказалась крайне неэффективной. Прежде мы рассчитывали на привлекательность наших услуг для многих фирм, не располагающих выделенным каналом. Некоторые из них действительно становились клиентами «Телфина», но, к сожалению, их число не позволяло окупать рекламу, рассчитанную на широкую аудиторию. Зато мы нашли достаточно хорошие рекламные каналы в Internet. Теперь наша реклама стала более адресной (ведь к услугам «Телфина» прибегают лишь пользователи Сети), а значит, и более эффективной.

При появлении «Телфина» некоторые эксперты сочли выбранную для компании модель бизнеса рискованной, не вполне соответствующей законодательству. Что изменилось с тех пор?

Сама формулировка вашего вопроса предполагает, что наша деятельность не совсем законна, но такое мнение ошибочно. Да, в России связь регулируется буквально до мелочей, и правила предоставления любого традиционного телекоммуникационного сервиса описаны очень подробно, но применительно к IP-телефонии сделать это пока не успели.

Под IP-телефонией в нашей стране обычно подразумевают услуги, оказываемые на основе карточек, что не совсем правильно. Правила работы «карточных» операторов недавно были тщательно отрегулированы, но мы предоставляем другой сервис. У нас нет карточек, и нам не нужно присоединяться к сетям местных операторов телефонной связи. В простейшем случае для осуществления звонков клиенту достаточно скачать на компьютер определенную программу. Многие абоненты предпочитают использовать вместо клиентского приложения телефонные аппараты, которые, по сути, тоже являются специализированными компьютерами.

Компания «Телфин» работает в рамках правового поля. Она получила все лицензии (на услуги передачи данных и транспортировки голосовой информации в СПД), необходимые для предоставления конкретного сервиса IP-телефонии. Более детальных правил и разъяснений применительно к нашей услуге не существует, но от этого она не становится сомнительной.

А если появятся разъяснения, которые будут не в вашу пользу?

В двух-трех странах пытались запретить IP-телефонию, но сделать это оказалось почти невозможно. Я не очень верю, что Россия пойдет на столь же радикальные меры. Услуги «Телфина» полностью предоставляются через Internet, а потому месторасположение самой фирмы не имеет особого значения. Нельзя же признать незаконным использование в нашей стране публичной электронной почты с Web-интерфейсом! Теоретически, российский сайт можно закрыть, но тогда пользователи заведут бесплатные почтовые ящики на Yahoo или Google. А поставщик услуг IP-телефонии Skype, который очень активен на отечественном рынке и является нашим прямым конкурентом, зарегистрирован в Лихтенштейне. Как можно запретить этой зарубежной компании предоставлять услуги в России?

Насколько успешно развивается ваш бизнес? Все ли планы удалось реализовать?

Мы сумели запустить услугу в намеченные сроки и с тем качеством, которого хотели добиться. Теперь у нас есть такие клиенты, в местных офисах которых (например, в офисе где-нибудь в Нижнем Новгороде) установлены телефоны с нью-йоркскими или лондонскими номерами. Следовательно, они осуществляют звонки в Нью-Йорк либо Лондон по тарифам местной телефонной связи этих городов. Правда, надо признать, что число наших клиентов растет не с той скоростью, на которую мы рассчитывали.

Каковы основные причины этого?

Видимо, сказывается консервативность пользователей. Большинство компаний при необходимости получить новую телефонную линию обращаются к какому-либо известному оператору, а «Телфин» таким пока не является. К тому же многие руководители предприятий не хотят переходить на другие технологии, если связь и так работает нормально. В каком-то отношении консерваторы правы. Действительно, традиционная телефония достигла впечатляющей надежности, а наш сервис не может быть более надежным, чем сама сеть Internet.

Когда я рассказываю своим знакомым о преимуществах IP-телефонии и наших услуг, они, как правило, кивают головой: «Здорово, обязательно подключимся». Однако если речь заходит о конкретном подключении, они говорят: «Еще не сейчас!». Надеюсь, все будет складываться так же, как раньше происходило с мобильными телефонами. Десять лет назад они воспринимались как излишняя роскошь, игрушки для богатых, а сейчас невозможно представить себе жизнь без мобильной связи.

У вашей компании появились такие конкуренты, как SIPnet и Skype. Как их деятельность на российском рынке может повлиять на бизнес «Телфина»?

Думаю, от их работы мы скорее выиграем, чем проиграем. Эти компании помогают формировать рынок, а клиентов хватит на всех. Развитие «Телфина» сдерживается не из-за конкуренции, а в связи с неинформированностью людей о возможностях нашего сервиса. Конечно, Skype — крупный международный игрок, но он не предлагает местных телефонных номеров в российских городах. К тому же перечислять плату за его услуги нужно на зарубежный счет, что для многих наших соотечественников является существенным недостатком.

Насколько сложно убеждать российские компании в столь очевидных преимуществах вашего сервиса, как сокращение затрат на связь?

Преимущества IP-телефонии состоят не только в существенной экономии средств тех компаний, чьи сотрудники подолгу разговаривают по телефону с зарубежными и иногородними партнерами. IP-телефония позволяет организовывать каналы телефонной связи гораздо быстрее, чем при использовании услуг традиционных операторов. В случае IP-телефонии при смене физического адреса номера телефонов сохраняются, а традиционная телефония такого преимущества зачастую не дает. Еще нашим клиентам доступно множество дополнительных услуг, обеспечивающих не только удобство в работе, но и дополнительные выгоды. Почти все возможности абонентов сотовой связи (такие как определение входящего номера, список совершенных звонков, голосовая почта, переадресация и даже отправка SMS) реализованы и в нашей сети.

Надолго уезжая за границу, я подключаюсь там к местному телефонному оператору и осуществляю переадресацию, так что все мои входящие звонки переводятся на номер арендованного аппарата. В результате я обхожусь без роуминга, и минута разговора стоит уже не несколько долларов, а всего 20 центов. За одну поездку можно сэкономить несколько сотен долларов.

А каковы недостатки IP-телефонии по сравнению с традиционными телефонными сервисами?

Основная проблема — качество и надежность Internet-каналов. Традиционная телефония использует технологии, отработанные десятилетиями, поэтому серьезные сбои в сети обычного оператора случаются крайне редко. В Internet сложности возникают чаще. Их повторяемость зависит и от конечного сервис-провайдера, и от работы локальной сети.

Так, современное сетевое оборудование, даже самое дешевое, позволяет при высоких нагрузках отдавать приоритет голосовому трафику, но по умолчанию эти настройки выключены. В результате, например, если сосед по офису смотрит на компьютере трансляцию футбольного матча и перегружает канал, то качество телефонного разговора снижается. Большинство пользователей не знают, что проблема решается очень просто. В общем, периодически сказывается недостаточная зрелость нашей технологии, но если канал довольно широк (от 64 Кбит/с на один разговор) и правильно настроен, то проблем с качеством голосовой связи не возникает.

В начале своей деятельности «Телфин» упоминал о проблеме доставки IP-телефонов в регионы. Она уже решена?

Все необходимое оборудование можно легко купить в любом крупном российском городе, поэтому мы могли бы вообще отказаться от поставок аппаратов. Однако многие клиенты хотят получать комплексное обслуживание, чтобы не тратить время на поиски оборудования. Им мы поставляем телефонные аппараты и вспомогательные устройства с помощью курьерских служб.

Какие компании (по размеру, расположению, сфере деятельности) являются вашими основными клиентами?

Почти все клиенты «Телфина» — представители малого и среднего бизнеса. На крупных предприятиях доля расходов на телефонную связь незначительна в общей структуре затрат, поэтому у них меньше стимулов пользоваться нашими услугами. По сферам деятельности какой-то доминирующей группы нет.

Около половины клиентов компании находятся в Москве, а остальные распределены по всей России.

Осенью 2004 года «Телфин» планировал открыть офис в Москве, но воз поныне там…

Этот вопрос все еще обсуждается. С одной стороны, нужно быть ближе к месту «дислокации» большинства наших клиентов. С другой стороны, «Телфин» — это Internet-компания, не привязанная к определенному географическому положению. Открытие московского офиса по-прежнему возможно, но о конкретной дате говорить рано.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями