Правительства всех стран стараются учитывать воздействие технологий VoIP на государственное регулирование в сфере телекоммуникаций.

Некоторые считают, что VoIP является одним из путей развития телефонных сервисов, а значит, провайдеры соответствующих услуг должны подвергаться такому же налогообложению и законодательным ограничениям, как и традиционные операторы голосовой связи. Другие рассматривают VoIP как перспективную технологию, которую следует лелеять и защищать от налогового бремени.

Правительство США, видимо, склоняется к первому варианту. Комиссия Соединенных Штатов по телекоммуникациям намерена применить к поставщикам услуг VoIP налог, отчисляемый в Универсальный сервисный фонд (Universal Service Fund). Одновременно федеральный суд постановил, что их деятельность подпадает под Закон о содействии обеспечению правопорядка (CALEA). Другими словами, компании типа Vonage и Skype должны установить в своих сетях средства прослушивания переговоров, как уже сделали AT&T, BellSouth и Verizon. А Палата представителей США недавно приняла закон, по которому операторы пакетной передачи голоса должны предоставлять абонентам услуги 911 и Е-911.

В Китае сервисы VoIP по-прежнему официально запрещены, но осведомленные источники утверждают, что, возможно, уже в этом году стратегия будет пересмотрена. Россия только подошла к регулированию VoIP, а вот правительства Филиппин и Индии пытаются ослабить государственное влияние на рынок услуг пакетной телефонии. Но впереди всех оказались европейцы. Руководители 30 крупнейших телекоммуникационных компаний на днях обратились к комиссару ЕС по информации с просьбой выровнять конкурентное поле на рынке телефонных услуг. По их мнению, нужно устранить бремя традиционных операторов, а не вводить аналогичные условия регулирования для новых участников рынка. Именно так: дерегулировать все телекоммуникации! К июлю планируется подать соответствующее предложение в Европарламент.

И ведь действительно: нелепо накладывать устаревшие ограничения на кардинально новые технологии. А еще более странно, если правительство само определяет победителей технологического соревнования, делая для каких-либо игроков исключение из общих правил регулирования. США необходим полный пересмотр принципов регулирования связи, в том числе распределения частотного спектра, пиринговых отношений между операторами, поддержки развивающихся сервисов VoIP и приложения присутствия. Особое внимание следует уделять обеспечению конфиденциальности информации, всеобщей доступности сетей и услугам экстренной связи. То, что предпринимается сегодня, на практике не работает.

Джоана Джонсон (johna@nemertes.com) — президент и руководитель исследовательских проектов независимой компании Nemertes Research.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями