Предложение дополнительных услуг (VAS) в сетях мобильной связи обсуждается в ИКТ-отрасли постоянно.

VAS позволяют операторам получать дополнительную прибыль, а поставщикам решений — расширять ассортимент современных разработок. Понятно, что производители стремятся пропагандировать идеологию бизнеса, основанную на развитии VAS, дабы заинтересовать заказчиков и привлечь внимание прессы.

Китайская компания ZTE, которая имеет официальное представительство в России и СНГ, провела конференцию, посвященную дополнительным услугам в сотовых сетях. Участниками мероприятия стали сотрудники столичных и региональных операторов связи, технические специалисты разного профиля и журналисты.

Среди услуг нового поколения специалисты ZTE особо выделяют CRBT

Успех распространения VAS специалисты ZTE напрямую связывают с наступлением эры 3G, которая уже не за горами. К концу марта в мире выдано 155 лицензий на данный вид связи, причем 147 из них — действующие. По данным исследования 3Gtoday.com, услуги связи третьего поколения предоставляют 195 компаний в 84 странах, в том числе 101 оператор WCDMA, восемь — HSDPA, 29 — CDMA20001X EV-DO и 97 — CDMA20001X. На сервисы третьего поколения подписались 273 млн человек. Ясно, что и в России услуги 3G рано или поздно появятся, хотя специалисты воздерживаются от прогнозов о сроках выдачи соответствующих лицензий.

О преимуществах внедрения сервисов третьего поколения говорилось неоднократно, и лишний раз их перечислять не имеет смысла.

Представители ZTE уверены, что зарубежная бизнес-модель развертывания VAS в сетях 3G хорошо приживется и на российской почве. Они полагают, что отечественным пользователям придутся по душе высокоскоростная передача контента, мобильное видео и ТВ, видеоконференц-связь, мгновенный обмен мультимедийными сообщениями, персонификация приложений, мобильная коммерция и игры. Причем залогом успеха являются не столько сами услуги, сколько способ их подачи. Специалисты ZTE предлагают продвигать такие сервисы отдельно для разных категорий граждан, персонифицируя не только информационные сообщения, но и рекламные образы. Например, школьникам и студентам подойдут простые запоминающиеся бренды и слоганы, бизнесменам нужен солидный деловой контент, а домохозяйкам наверняка понравятся эмоционально окрашенные лозунги и картинки. Адресный подход хорошо зарекомендовал себя в Китае.

Среди услуг нового поколения ZTE особо выделяет CRBT (Call Ring Back Tone). Говорится о том, что этот сервис очень прост, доступен и понятен многим пользователям. Он позволяет индивидуально настраивать мелодию ожидания, что формирует у звонящего положительный эмоциональный настрой. Услуга CRBT обеспечивается в разных режимах — например, в виде коротких сообщений или IVR. А содержимое сообщений можно разнообразить за счет включения в них мультимедийных компонентов или рекламных роликов.

В Китае CRBT пользуется большим спросом: по данным ZTE, с 2003 по 2005 год число подписчиков на услугу выросло с 2 до 49 млн человек (11,9% всех абонентов). Однако в России картина — пока иная: уже несколько месяцев МТС предлагает CRBT, но сколько-нибудь ощутимого спроса на услугу не зафиксировано. Тем не менее китайский производитель уверен, что вскоре ситуация изменится, ведь данный сервис не только привлекателен с точки зрения потребительских качеств, но и весьма доступен. По данным ZTE, использование CRBT обходится китайскому абоненту в 0,37-1,25 долл. ежемесячно. Загрузка одной мелодии или набор IVR стоит не более 0,62 долл. Если отечественные игроки смогут предложить соответствующий уровень цен и приемлемое качество таких услуг, возможно, и в нашей стране появится серьезный спрос.

Хорошие перспективы продвижения на российском рынке представители китайской компании видят и для UMS (унифицированной передачи сообщений). Эта услуга обеспечивает единую точку доступа ко всему контенту, передаваемому абоненту по разным каналам связи. Вся масса голосовых, видео-, аудиосообщений и текстовых посланий становится доступной мобильным пользователям в любом месте и в любое время. SMS могут поступать на факс, электронная и голосовая почта — на обычный или сотовый телефон, а факсимильная корреспонденция — на адрес электронной почты. Возможна отправка унифицированных сообщений с терминалов, ПК, факсов и др.

ZTE имеет в своем арсенале платформу для реализации данной услуги AnyMassage. В нее входит комплекс специальных разработок для хранения и передачи данных (серверы, шлюзы, терминалы). В числе преимуществ системы специалисты называют открытость, масштабируемость, высокую производительность и стабильность работы.

В начале пути на рынок 3G-услуг операторам необходимо позаботиться не только о маркетинговой составляющей, но и о сопутствующем оборудовании. Пользователям должен быть доступен широкий модельный ряд терминалов с поддержкой технологий нового поколения. Популяризацией новых сервисов участникам рынка нужно заниматься «единым фронтом», чтобы привлечь как можно больше пользователей. В рамках единой стратегии следует налаживать взаимодействие поставщиков технологий, операторов и сервис-провайдеров, привлекать к работе профессиональных маркетологов. Эта схема хорошо себя зарекомендовала в Китае, где ZTE сотрудничает с крупнейшим (по абонентской базе) оператором China Mobile.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями