При обсуждении перспектив развития аутсортинга в ИТ-сфере на первое место неизбежно выходят вопросы экономии ресурсов и управления рисками. Не стала исключением и конференция «Аутсорсинг в ИТ», которая была организована компанией Computer Accocietes и прошла в Москве 31 мая.

Сергей Тарасов, глава российского представительства CА, начал свое выступление с терминологических определений. «Аутсорсинг — это способ оптимизации деятельности компании за счет сосредоточения на основных бизнес-процессах и передачи некоторых непрофильных функций внешним специализированным подрядчикам», — подчеркнул он. При использовании ИТ-аутсорсинга экономия корпоративных ресурсов достигается за счет оптимизации вычислительной инфраструктуры, находящейся на балансе предприятия, и сокращения штата технических специалистов.

Сергей Тарасов: «Аутсорсинг — это способ оптимизации деятельности компании»

Необходимым для отечественного рынка ИТ-аутсортинга участники конференции считают грамотное составление соглашений об уровне обслуживания (SLA). В них требуется определять не только перечни оказываемых услуг и сопутствующие условия, но и способы разрешения проблем, методы подготовки отчетности и формы оплаты. Немаловажная проблема — слабость подготовительной работы с заказчиками. Заказчика нужно убеждать в том, что ИТ-аутсортинг — не просто модное слово, а системный подход к предоставлению услуг и их использованию, необходимый каждому предприятию. По результатам опроса исследовательского агентства Morgan Chambers, типичными побудительными причинами перехода на модель ИТ-аутсорсинга являются снижение затрат (22%), обеспечение трансформации бизнеса или технологий (14%) и повышение уровня капитализации компании (12%).

По мнению аналитиков Gartner, можно выделить несколько моделей аутсорсинга.

  • Организация внутреннего обслуживания. Выделенное подразделение оказывает ИТ-услуги своей компании, обеспечивая внедрение новых сервисов и архитектурных решений с помощью внутренних проектов.
  • Мультисорсинг (Multisourcing), больше известный как выборочный аутсорсинг. Внешнему исполнителю делегируется поддержка отдельных ИТ-функций или бизнес-процессов.
  • Инсорсинг (Insourcing). Для оказания услуг выделяется отдельная структурная единица с автономным управлением и финансовым учетом. Сервисы предоставляются на основе бизнес-правил (формализованных контрактов, соглашений об уровне обслуживания и определенных тарифов).
  • Делегирование ИТ-функций совместному предприятию. Иногда для ухода от ограничений внутренних и инсорсинговых моделей создают отдельную сервисную организацию, которая действует совместно с внешними поставщиками услуг (ESP).
  • Полный аутсорсинг (Full outsourcing). Это — классическая аутсорсинговая модель, основанная на единственном контракте с одним внешним поставщиком услуг. Разновидность полного аутсорсинга — новая модель обслуживания очень крупных мультинациональных компаний или правительственных структур. В таких случаях потребности клиента, как правило, выходят за пределы возможностей даже крупного сервис-провайдера, а потому формируется консорциум поставщиков услуг (Best-of-breed consortia), один из которых играет роль генерального подрядчика.
  • Модель сервисной компании (Brand Services Company). Она похожа на инсорсинговую, поскольку образуемая бизнес-единица создается для предоставления услуг в интересах большой материнской организации или группы предприятий, сходных по профилю деятельности. Однако сервисная фирма может прибегать к помощи внешних поставщиков услуг, избирательно переводя на аутсорсинг часть возложенных на нее функций.

Обозначив основные проблемы рынка аутсорсинга и перечислив типичные бизнес-модели предоставления таких услуг, докладчики углубились в обсуждение конкретных преимуществ своих продуктов. В итоге на конференции прозвучало больше вопросов, чем ответов на них. Остается надеяться, что участники рынка все же смогут получить эти ответы на последующих мероприятиях, посвященных ИКТ-аутсорсингу.