С открытия демо-центра IMS-технологий в Санкт-Петербурге компания Siemems Communications приступила к продвижению в России концепции IMS и соответствующих решений.

Перспективы начинания пока неясны, но представители Siemens уверены в успехе проекта. Они убеждены в своевременности открытия общероссийского демо-центра, позволяющего продемонстрировать «в деле» технологии конвергенции фиксированных и мобильных сетей на базе IP. По их мнению, рано или поздно коммерческая отдача от проекта будет достигнута.

«В следующем десятилетии люди забудут о существовании наладонных компьютеров, мобильных и фиксированных телефонов, — прогнозирует Владимир Шапоров, заместитель руководителя Центра технической поддержки сбыта департамента «Телекоммуникации» Siemens в России. — Вместо них появятся универсальные беспроводные терминалы с автоматическим выбором наиболее эффективного способа подключения в конкретном месте. И всем этим будут управлять IMS-платформы».

Ян Свобода: «IMS-решения Siemens успешно используются уже 35 операторами мобильной связи во всем мире»

IMS представляет собой архитектурную модель построения сети, основанной на протоколе SIP. Она позволяет операторам внедрять в мобильных и фиксированных сетях связи единообразные услуги, контролировать их качество и обеспечивать конвергенцию пользовательских устройств.

«В новом демо-центре мы предлагаем нынешним и потенциальным заказчикам наглядно убедиться в преимуществах этой модели. Решения Siemens, соответствующие IMS, успешно используются во всем мире уже 35 операторами мобильной связи. Мы надеемся, что они будут востребованы и на российском рынке», — говорит Ян Свобода, руководитель департамента «Телекоммуникации» компании Siemens в России.

Рыночные реалии, вроде бы, уже побуждают российских операторов мобильной связи внедрять конвергентные IP-системы. Доходы от голосовой связи стабилизируются, ARPU уменьшается, а серьезного притока новых абонентов не предвидится. Следовательно, для сохранения темпов роста бизнеса нужно значительно расширять спектр дополнительных услуг, ориентированных преимущественно на передачу данных.

Однако внедрение решений, соответствующих модели IMS, вряд ли позволит операторам сразу существенно увеличить доходы от конвергентных услуг. У мобильных абонентов должны появиться новые терминалы, которых в Россию завозится очень мало. Но покупать и эти устройства пока бессмысленно, так как российские абоненты все равно не смогут воспользоваться функциональностью IMS из-за отсутствия сервисов (таких как аудио/видео по запросу, передача видеоизображений во время разговора, групповая связь, удаленное управление домашней техникой, многопользовательские игры). «Получается замкнутый круг. Кто-то из операторов должен рискнуть и стать первым», — говорит Шапоров.

Представители Siemens упомянули еще одну проблему популяризации IMS, характерную как для России, так и для всего мира. Она заключается в ограниченном количестве готовых конвергентных приложений. У Siemens есть несколько разработок, которые будут демонстрироваться в Санкт-Петербурге. Однако подобных решений должно стать гораздо больше, поэтому компания инициировала глобальную программу поддержки разработчиков IMS Developer Portal (IDP). С открытием петербургского демо-центра она распространится и на Россию.

Несмотря на известные трудности, некоторые компоненты IMS уже внедрены в сетях отечественных операторов. Если Siemens только рассчитывает привлечь их внимание, то Lucent уже поставил компании «Скайлинк» систему универсального регистра пользователей USDS (HSS в терминологии IMS).