Рассуждая о сотовых операторах, мы подразумеваем, в первую очередь, компании «большой тройки». Именно они сегодня определяют, какой тариф назначить присоединенным к их сетям операторам за терминацию вызовов с фиксированных на мобильные телефоны. В «Билайне» и МТС утверждают, что их устроила бы цена пять центов за минуту. В Мининформсвязи парируют, что и двух центов хватит за глаза. При этом чиновники связного ведомства советуют «большой тройке» умерить аппетиты, ибо в противном случае вступят в силу другие, пока еще не задействованные механизмы отраслевого регулирования.

На что намекают чиновники, можно лишь догадываться. Однако, рассматривая сотовый рынок с тех же позиций, что и сферу проводной связи, можно понять: МТС и «ВымпелКом» являются монополистами по основному признаку, зафиксированному в законе «О связи». Каждый из них контролирует более 25% доходов от услуг сотовой связи в стране. Так почему бы не причислить их к операторам, занимающим существенное положение? В этом случае государство сможет на законных основаниях устанавливать тарифы на присоединение и пропуск трафика, как оно делает по отношению к «Ростелекому».

Таким образом, события вокруг введения принципа CPP высветили перед нами новую законспирированную проблему — возникновения монополизма на рынке мобильной связи России. Операторы всех мастей убедились, что жесткая бескомпромиссная конкуренция между лидерами рынка в один момент сменяется полным единодушием, когда дело касается глобального распределения доходов. И коль скоро на кон поставлен миллиард долларов, МТС и «Билайн» временно забыли про заботу об абонентах и прочие высокие материи.

Вернувшись к сотовым абонентам, отметим, что их всегда раздражала необходимость оплачивать чужие звонки с фиксированного телефона. Поэтому законодательную поправку о введении принципа CPP они восприняли с пониманием и одобрением. И чем бы теперь ни мотивировали «пострадавшие» операторы свое негативное отношение к вполне справедливой модели расчетов за услуги связи, симпатии населения будут отданы государственному регулятору, а не крупному телекоммуникационному бизнесу.

Игорь Елисеев главный редактор, i_eliseev@osp.ru